1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (131) за 08.07.98

НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ?

Через пару--тройку лет в Украине появятся первые автобаны мирового класса. Таким образом страна начнет решать одну из двух главных проблем, испокон веков присущих данной местности; со второй -- дураками -- боюсь, нам не справиться никогда.

Правовую основу под будущий автодорожный бум подвел свежеподписанный указ Президента Украины "О концессии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог". Сей документ впервые рассматривает частных инвесторов, в том числе иностранных, в качестве наиболее перспективных строителей и эксплуатационщиков автодорог. Речь идет прежде всего о скоростных автобанах, которые станут стержнем нескольких международных транспортных коридоров, проходящих по территории нашей страны. Право же на строительство, реконструкцию и эксплуатацию автотрасс члены объединения (концессии) получат после того, как выиграют соответствующий конкурс.

Но для того, чтобы было из кого выбирать, нужно недоверчивых инвесторов сначала чем-то завлечь. В роли "пряника" выступит плата за проезд по шикарным магистралям, как то принято в Европе и прочих Америках. Да, но какова же должна быть такса за удовольствие "лететь" по хай-вэю вместо того, чтобы трястись по "кочкодрому"? Небось, заломят, чтобы побыстрее "отбить" дорогущее дорожное строительство... "За границей стоимость пользования автобаном обычно равняется цене бензина, сжигаемого на данном участке, -- сказал корреспонденту "Сегодня" глава государственной корпорации "Укравтодор" Владимир Герасимчук. -- У нас, вероятно, будет несколько дороже. Причина? Стройматериалы, их доставка и само строительство чрезвычайно дороги. А инвестор, естественно, не должен работать себе в убыток. Плата, как это принято во всем мире, будет взиматься на въезде--выезде на трассу. Окончательно ее размер будет определяться правительством совместно с концессионерами и указываться в договоре на концессию."

Владимир Афанасьевич рассказал, что "пробным шаром" станет участок Львов--Краковец протяженностью около 80 км: над проектом работает "Укравтодор" совместно с Львовской обладминистрацией, и уже есть первые договоренности. Но инвесторов, готовящихся выложить около $150 млн., назвать отказался -- "как бы не спугнуть". Этот участок положит начало строительству третьего международного транспортного коридора, соединяющего Украину и Польшу. На перспективу запланировано еще два траспортных коридора: Киев--Львов--Чоп (пятый) и Санкт-Петербург--Одесса (девятый). О том, во сколько обойдется эдакая благодать, можно судить хотя бы по предварительным прикидкам стоимости строительства 780-километрового коридора Киев--Львов--Чоп: 4,5 млрд., вдвое больше, чем поступило в Украину прямых инвестиций за все годы независимости!

По сравнению с 1990-м дорожное строительство в Украине сократилось в десять раз. Вместо необходимых 4,5 млрд. грн. на поддержку технического состояния дорог в нынешнем году выделяется всего 1,1 млрд. Не говоря о том, что 172,3 тысячи километров автодорог для такой страны, как наша -- совершенно недостаточно. Так что, простите за тавтологию, обратной дороги нет: если не частный капитал, то никакой Сивка-Бурка не вытянет нас из придорожной канавы на европейский большак.