1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (273) за 30.01.99

В ГРУДИ РАСПУСТИТСЯ ОГНЕННЫЙ ЦВЕТОК

Техника глубокогорлового вибрационного песнопения тибетских монахов известна пять тысяч лет, ее даже изучают в театральных вузах. Но так петь могут лишь два человека в мире -- Ольга Ткаченко и Игорь Силин, дуэт "Зикр". Однако если попытаться сделать это без подготовки, организм может не выдержать нагрузки.

И ВЗДРОГНУЛ ЗАЛ, УСЛЫШАВ КРИК ДУШИ

В древности африканские "колдуны" свои зикры, то есть обращения к богам, пели "горлом", связки при этом лишь озвучивали идущую в прямом смысле из глубины тела вибрацию. Свое искусство "колдуны" держали в тайне и передавали его из поколения в поколение. А их долгожительство считалось результатом тайных переговоров с божеством. Цивилизованные люди потом решили, что связь между таким пением и здоровьем -- полнейший абсурд.

Непросто словами описать то, что слышит зал в исполнении дуэта "Зикр". Конечно, это не ритуальные песни. Без слов, движений и даже музыки Ольга и Игорь поют... чувства -- горе, любовь, смятение, надежду. Это ближе всего к вокализу, для которого не может быть партитуры. Ведь нельзя записать нотами печальный клич журавлей, звон колоколов, ночной хохот пересмешника, предсмертный крик живого существа, шепот листвы и мяуканье мартовского кота. Нет, это не ассоциации слушателя. Это -- само пение. И каждый раз, когда Ольга, закрыв глаза и прижав руки к груди, "выкрикивает" и "выплакивает" вселенское горе, зал вздрагивает. Ибо таких звуков человек издать не может, так кричит лишь израненная душа.

На вопрос "трудно ли с каждой песней умирать заново?" Ольга только улыбнулась. И рассказала о средневековых европейских бардах. Они пели, чтобы примирить собравшихся сражаться воинов. Если поединок все-таки начинался, певцам за "брак в работе" отрубали головы. "Вот и у меня такое чувство перед концертом: то ли умру, то ли "немного еще постою на краю".

Дуэту рукоплескали в Берлине, Нью-Йорке, Барселоне, Канне, Париже, Лондоне... Слышали их и киевляне. Летом "Зикр" участвовал в спектакле "Царь Эдип" на площади Независимости.

В Париже Ольга и Игорь жили у прекрасного музыканта и композитора Даниэля Кэнти. Целую ночь Ольга записывала с ним свои импровизации под саксофон. "На Западе все буквально сходят с ума от этого пения, -- говорит она. -- Там социологи считают, что начало века ознаменуется появлением новых видов и жанров в искусстве. И зикр -- один из них".

Английский музыкальный критик Эндрю Стюарт сравнил пение дуэта с игрой симфонического оркестра. Ведь вокальный диапазон артистов невероятен: он значительно превышает четыре октавы, а эмоционально простирается от еле слышного шепота до пронзительного крика. Но самое удивительное в том, что каждый человек может овладеть подобной техникой. Только секрет знать надо.

В НАС ДРЕМЛЕТ ЭНЕРГИЯ МИРОЗДАНИЯ

Игорь Калинаускас (сценический псевдоним Силин) шел к пению через... философию и психологию. Сегодня Игорь Николаевич -- профессор Киево-Могилянской академии, доктор психософии. В человеке дремлет энергия чувств и эмоций, считает он. А мы не только не используем эти "стихии" во благо, но прячем их -- себе во вред.

-- Человек должен переживать все по максимуму: если счастье -- то необъятное, если горе -- то неизбывное. Если он не ставит себе границ приличия, только тогда он живет полноценно. И молодеет, -- считает Ольга. -- Когда у меня возникло такое состояние приподнятости духа, я вспомнила и до конца осознала библейскую истину: "Будьте как дети, но не будьте детьми". Только дети могут позволить себе быть безграничными. А у меня появилось именно чувство полета. Тогда же я стала слышать свои будущие зикры. По-настоящему, ушами.

Бабушка Игоря была профессиональной плакальщицей, помогала людям выплеснуть из себя горе и объединиться душами перед общей бедой. Возможно, ее пение и привело Игоря к мысли, что человеку не нужны музыкальные инструменты, если его голос -- уникальный, неизученный инструмент, который может звучать, как орган.

Чтобы овладеть вибрационной техникой, Ольга и Игорь обратились к тибетскому ритуальному пению, к песенной культуре йогов, к психоэнергетическому тренингу. Техника носила разные названия -- "лев в пустыне", "огненные доспехи", "огненный
цветок". Суть ее в том, что человек, контролируя свой организм, при необходимости "открывает" все сосуды, или "огненные каналы". По ним и нужно пропустить пульсирующий звук (при этом в теле ощущается легкая вибрация). Звук этот выжигает шлаки, все чуждое и ненужное организму, очищает, омолаживает его.

-- Когда я только начала петь, почувствовала, будто старею и мудрею, -- говорит Ольга. -- Но потом наступил эмоциональный перелом, появилось состояние юношеской радости, когда все возможно и нет преград. Я стала писать стихи, рисовать.

А друзья отметили: Ольга очень изменилась. И не только похудела, кстати, без диет и даже самого желания похудеть. Другими стали движения, взгляд -- все. Но пение без подготовки может нанести вред здоровью. Поэтому нужно делать зарядку, да не простую, а психоэнергетическую. И тут без тренера не обойтись.

РАДОСТЬ "КРИЧАНИЯ"

"У меня такое чувство перед концертом:
то ли умру, то ли "немного еще постою на краю"
Ольга хочет создать зикр-хор и театр переживаний. А для этого нужно найти исполнителей, причем обычного прослушивания здесь мало. Сначала нужно научить человека технике пения (на это уходит месяц), и лишь потом смотреть, насколько он талантлив как актер. Этим занимаются в киевском центре психотехнической культуры "Огненный цветок". На последнем занятии было человек двадцать, и они уже не новички. -- Вы работаете тут гуру? -- шутя спрашиваю Ольгу. -- Ольгой работаю! -- в тон мне отвечает она. -- У нас дружеские отношения. Ребята трудятся над собой, а внешне -- это обычная дискотека.

Все так, да не совсем. Ольга обошла сидящих на стульях людей и проверила, достаточно ли расслаблены их мышцы. Потом попросила тихонечко "продуть "флейту" от самого позвоночника". Сначала беззвучно (в зале было слышно лишь легкое дыхание), а потом во весь голос. Пели звуки "а", "о", "у", "е". Чтобы разогреться, начали танцевать. Музыка подходит любая -- от восточной до буги-вуги, лишь бы ритмичная.

Занимаются у Ольги люди разного возраста. Но объединяет их одно -- они открыли в себе резерв сил. Виктория Болковая, бывший инженер, пришла в "Огненный цветок", когда стала безработной, и казалось, что жизнь кончилась. Теперь она снова спокойный и веселый человек, художественный руководитель театра "Т-студио". Она не представляет себя вне этого маленького своеобразного коллектива.

-- Один раз я заставила весь класс кричать, -- рассказывает Ольга. -- Вижу, сидит молодой человек, звук "а" поет, а рот еле открывает. Чувствую -- его боль скрутила, но он не может выплеснуть ее наружу. Нужно раскрепостить человека, снять "лапшу" законов приличия с его ушей, вынуть из них бананы душевной глухоты, помочь пением вылить из себя страдание и страх. И тогда я предложила всем кричать, как кричат от сильной физической боли. Вы бы слышали, как они орали! (Ольга машинально прикрывает уши.) Их буквально захватила радость "кричания". Покричи они так "связками", могли бы голос сорвать. А так ни у кого даже горло не болело.

Я не представляю, как можно петь "позвоночником". Однако отнюдь не против видеть на улицах таких оптимистичных и веселых, а главное -- здоровых и молодых людей.