1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №16 (271) за 28.01.99

АЛЛА РУБИНА: "САМ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ И БЫЛ СЧАСТЬЕМ"

Среди достижений знаменитой фирмы "Камю"-- эксклюзивный коньяк 25-летней выдержки под названием "Алла Рубина". Этот подарок был вручен известному украинскому хореографу в честь премьеры в Париже ее постановки балета Игоря Стравинского "Весна священная". Среди наград минувшего года -- приз фестиваля "Танец XXI века" "Лотос-98".

Мы встретились с Аллой Давидовной, чтобы побеседовать о ее жизни, о балете и женском счастье.

Алла Рубина
-- Родилась я на улице Богдана Хмельницкого, в доме, расположенном между двумя театрами: Оперным и Русской драмой. Я коренная киевлянка не только по рождению, но и по складу души, по привычкам и образу мыслей.

Закончила Киевское хореографическое училище, но поскольку страсть к открытиям и путешествиям всегда была в крови, поехала работать в Одесский оперный театр. Затем вернулась, поработала в Киевском... Жизнь меня все время куда-то забрасывала: то в спорт -- хореографом в гимнастику и акробатику, то в ГИТИС на театроведческий факультет. Изучала режиссуру балета в Ленинградской консерватории, работала балетмейстером в Магадане, Одессе, Москве, Ленинграде. Недавно принимала участие в постановке оперы "Риголетто" в Будапеште, в Израиле, в Муниципальном театре Хайфы вместе с Михаилом Резниковичем ставили пьесу "Тойбеле и ее демон". А потом меня понесло в Турцию...

-- Алла Давидовна, что такое для вас танец?

-- Недавно, размышляя на эту тему, сказала мужу: "...знаешь, я не люблю танец!" Эта мысль возникла наверное потому, что с танцем связано все самое хорошее и все самое тяжелое в моей жизни. Танец, прежде всего, -- это откровение, поиск. Мы обращаемся к этому искусству, чтобы ощутить всю полноту жизни.

-- Поиск новых форм в балете всегда сталкивается с непониманием, отрицанием. Как удается преодолевать эти препятствия?

-- Я рассматриваю их как неизбежность. Благодаря им мы приобретаем опыт. Здесь можно вспомнить наш "Фрэйлэкс" (спектакль Киевского еврейского театра "Мазлтов", в котором Рубина была главным балетмейстером. -- С.Б.). Много было вариантов, постоянно менялся состав, приходилось репетировать урывками. Постановочный процесс длился два года, но в результате получился очень красивый, искренний, по мировоззрению -- почти детский спектакль.

-- Считается, что балетмейстер должен быть диктатором...

-- Я всегда боялась пользоваться властью, поскольку считала, что работаю с профессионалами-творцами. Хотя теперь я думаю немного иначе... Иногда использую не прямое давление, а обманываю, что ли... Авторитет возникает в процессе работы только если людям с тобой интересно. Взаимное доверие -- это самый лучший рецепт. Если возникает взаимное влечение, как в любви, то зритель не может этого не почувствовать.

Сейчас пришло время трюков и внешних эффектов. Действительно, заманчиво сделать блестящее шоу, но это-то и опасно: когда работаешь только на успех -- это тоже плохо.

-- В чем, по-вашему, женское счастье и познали ли его вы?

-- Для меня это трудный вопрос. Боюсь, что я ущербна в этом плане: реализую себя в работе, в искусстве. На какое-то время я становлюсь матерью для всех, с кем работаю. Очень люблю детей, люблю с ними работать. Возможно, это и есть мое женское счастье? Вообще-то мне кажется, что счастья -- женское оно или мужское -- не существует. Просто со временем понимаешь, что сам путь к нему и был счастьем.

-- В ваших постановках женская тема всегда трагична. Почему?

-- В последней постановке -- "Весне священной" Стравинского -- главной темой я сделала не любовь, а именно духовный рост Избранницы, идущей на жертву. В нашем понимании образ женщины трагичен. Даже радостные темы в еврейской музыке непременно минорны. Однако в других моих работах много иронии, гротеска.

-- А отчего на фотографиях вы всегда печальны?

-- Когда задумываешься о жизни, приходит ощущение печали. Я еще не сумела подняться на ту ступеньку, когда можно объять всех любовью и радостью. Стараюсь создать в зале атмосферу свободную и даже в какой-то степени легкомысленную. Но я чувствую непреодолимую тягу к прошлому, это было мое время. Действительно, театр "Мазлтов" был нашим общим домом! Сейчас это осознаешь глубже. Но, увы, тогда нам все казалось не так.

У меня нет патологической преданности какому-то одному делу. Возможно, это даже недостаток. Ведь искусство -- это бесконечный процесс служения. Думаю, что у меня все еще впереди. Сейчас мне предложили поставить в Харькове балет "Ассоль" Виталия Губаренко, потом в Киевском детском музыкальном театре "Кармину Бурану" Орфа в джазовой интерпретации. Давно мечтаю о постановке балета с драматическими актерами... Ну и, конечно, никуда я не уйду от миниатюр -- это как бы мой "конек".

P.S. Артисты балета театра "Мазлтов" рассказывали, что Алла Рубина добывала костюмы для спектаклей в других театрах Киева. Подолгу с ними репетировала, забыв о своих делах. Во время последних гастролей в США труппа балета театра "Мазлтов" получила высокую награду Голливуда "Золотая звезда". Впервые иностранный балет получил американскую награду, которую коллективу пришлось... там же и заложить. По возвращении театр не мог заплатить на американской таможне пошлину на собственные декорации и костюмы! Все это так и сгнило в кофрах. Сегодня театр "Мазлтов" самораспустился на неопределенное время... Но это уже материал для другой статьи.