1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №75 (330) за 23.04.99

"ВЫДАЮЩИЙСЯ МУЗЫКАНТ -- ТОТ, КТО ИМЕЕТ ДЕНЬГИ"

Лет двадцать назад в музыкальных кругах Киева была популярна шутка: "Что сейчас делает Станкович?" -- "Станкович? Он утверждается". Ученик Бориса Лятошинского и Мирослава Скорика, Евгений Станкович после написания в 1976 году Симфонии "Я утверждаюсь" на стихи Павла Тычины, сделал блестящую карьеру. Он достиг всего, чего мог желать композитор в СССР: почетных званий, премий, орденов, депутатства, высоких должностей. Его музыка всегда исполнялась.

И вот настали новые времена. Теперь сочинения Евгения Станковича играют в основном зарубежные исполнители, как например, Ансамбль новой музыки из Цюриха. Как воспринял эту перемену в жизни Евгений Федорович?

-- С облегчением. Уровень музыканта определяется не местом в президиуме. Я как раньше писал то, что мне нравится, параллельно с тем, за счет чего "кормился", так и сейчас -- для меня ничего не изменилось.

-- Прежде было проще: написал композитор музыку на заказ, получил шесть тысяч рублей в закупочной комиссии Министерства культуры -- и жил безбедно.

-- Мне очень редко приходилось пользоваться услугами закупочной комиссии, меня кормила киномузыка. Я работал с Юрием Ильенко над фильмами "Княгиня Ольга", "Лесная песня", с Григорием Коханом -- над "Рожденной революцией", "Ярославом Мудрым". Мне было интересно, и в то же время это был достойный заработок, так как не приходилось наступать "на горло собственной песне".

-- И вот Украина стала независимой, а вы -- за границу...

-- Хотите сказать: удрал от трудностей? Вовсе нет. Просто поехал по приглашению кантона Берн в Швейцарию. Я получил стипендию и писал музыку для коллективов, довольно известных в мире. Это Ансамбль новой музыки (Цюрих), симфонический оркестр города Биль-Бьен и т.д. Они исполняют сейчас мои произведения, в частности, "Аве Мария".

-- А кто больше выиграл от сотрудничества: вы или швейцарцы, фактически бесплатно получившие сочинения, за которые соотечественнику заплатили бы бешеные деньги?

-- Швейцарцы, безусловно, выиграли, но и я не в проигрыше. Никогда не забуду условий, предоставленных мне для работы. Потом я работал в Канаде целый год, написал на библейский текст "Да приидет царствие Твое" для коллектива Брамвела Тови "Симфония". Там же состоится моя очередная премьера.

-- Вам, наверное, помогла получить это приглашение дочь, которая уже около восьми лет живет в Канаде с мужем-бизнесменом?

-- Она здесь ни при чем. В Канаде я был уже раз семь. Впервые -- в числе композиторов, которых украинская община и правительство пригласили на концерт, посвященный тысячелетию крещения Руси. Тогда прозвучали части моей фольк-оперы "Цвет папоротника". Потом, благодаря известному американскому композитору и дирижеру Вирко Балею, побывал в Нью-Йорке. Сейчас зарабатываю деньги дома, в Киеве, ведь, как булгаковский Шариков, "я без пропитания оставаться не могу".

-- Времена нынче для творческой интеллигенции тяжелые. Может, вам опять баллотироваться в Верховную Раду?

-- Пусть политикой занимаются те, кто не хочет делать свое дело. А у меня есть заказы из Америки, Швейцарии, вот написал музыку к кинофильму Олега Биймы "Страсть". Работы -- до черта. Дал бы Бог силы все это осуществить!

-- Как вы считаете, Евгений Станкович -- это выдающийся композитор современности?

-- Вопрос сложный. Я скажу "да", а мои коллеги скажут "нет". Это только у нас любят ярлыки приклеивать. Твои произведения или играют, или нет, ты имеешь деньги, или не имеешь -- вот что главное. Эндрю Ллойда Уэббера, которого у нас считают чуть ли не "мессией", в мире воспринимают как посредственность. Он компилирует мюзиклы и получает большие деньги. В этом смысле он выдающийся музыкант -- тот, кто имеет деньги.