1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №185 (188) за 26.09.98

ТРЕХМЕРНОГО КИНА НЕ БУДЕТ. ПОКА

После бума популярности в 70-е годы художественная голограмма переживает период забвения. Она напоминает игрушку, которой люди позабавились и бросили. А между тем голограмма может не только удивлять, но и работать по-черному.

ОПТИКИ НАВЕЛИ ПОРЯДОК

У этого открытия странная судьба. В 1948 году английский ученый Дэннис Габор, работая над усовершенствованием электронного микроскопа, обнаружил способ записи объемного изображения. Ученые послушали, согласились и... забыли. Дело в том, что тогда еще не были изобретены подходящие источники света. И даже когда появились лазеры, о Габоре вспомнили не сразу. Только в 1962 году ленинградский ученый Юрий Денисюк сделал первую отражательную голограмму. Вот тут и началось...

Изображенные на голограммах предметы старины, украшения, картины, цветы, медали и даже отбойный молоток Стаханова возили по стране, показывали в музеях. Чтобы посмотреть экспозицию, к кассам выстраивались огромные очереди. Со временем ажиотажный интерес угас и создалось впечатление, что с ним исчезла и голограмма.

-- Все нормально, -- говорит Сергей Анохов, ученый секретарь Украинского института прикладной оптики. -- Просто оптики наводили порядок -- учились с еще большей точностью записывать трехмерные изображения. Теперь это "чудо" нужно заставить работать.

СМОТРЕТЬ ЛИ В "ЛИЦО" ЛАЗЕРУ?

Перед лампой на черной пластине возникает "портрет" древнего человека, мумифицированного природой 4 тыс. лет до н.э. Просматривается каждая волосинка, тень от губы на подбородке и даже легкая сеточка пор на коже.

-- Игра света и тени -- "живая", -- говорит Сергей Павлович, -- она движется за вами, если вы подходите с другой стороны.

-- А я могу заказать свой портрет? Не вредно ли смотреть "в лицо" лазеру?

-- Его действия вы не ощутите -- это миллионная доля секунды. Доза вполне щадящая и не вызывает никаких последствий. У нас во времена перестройки открывались какие-то артели. Но это оказалось делом малоприбыльным. Во-первых, фотопластины для голограмм изготавливаются только под Москвой, в Переславле-Залесском. Во-вторых, очень велика цена удовольствия: от 100 до 300 долларов. Она уменьшается лишь с тиражированием снимка. На рынке осталась дешевка -- сувениры, брелки, но и это не перспективно, если у людей нет денег на хлеб. Чуть позже -- возможно.

-- Значит, быть голограммам лишь передвижными выставками копий шедевров искусства?

-- Отнюдь. Эта технология может пригодиться для их реставрации. Лазер "увидит", а голограмма покажет, в какой части красочного слоя возникло напряжение и краска вот-вот потрескается и отстанет от полотна. Подведя под нее клей, можно вовремя начать спасение картины.

КЛИНТОН ИЗ-ЗА ГОЛОГРАММЫ НА САМОЛЕТ ОПОЗДАЛ

-- А почему говоря о голографии, мы акцентируем на ее роли в искусстве? -- подключается к разговору Анатолий Иванович Хижняк, заместитель директора института. -- Глядя на это изображение, -- он показывает голограмму до боли знакомого старого, ржавого крана на такой же старой и ржавой трубе, -- можно назвать места напряжения металла, где, возможно, произойдет разрыв. Если лазер может "поймать" и сголографировать летящую пулю, то почему бы ему не просмотреть действующие турбины или винты вертолета?

-- Все эти разработки есть. А заказы?

-- Они тоже есть, но нет конкретных методик их выполнения, -- говорит Сергей Павлович. -- Пришли к нам как-то из театра и попросили помочь создать на сцене эффект появления огромного призрака. Конечно, сделать можно. Но нужна большая пластина, другой мощности лазер. К тому же необходимо выяснить, как будут видеть голограмму зрители на разных местах. Ведь все зависит от угла зрения -- она будет видна или четко, или не очень, или вообще не появится. Точно так же и с военными заказами.

-- Но у нас не используется даже то, что уже отработано.

-- И не только у нас. Когда в 1995 году к нам приезжали Билл и Хилари Клинтоны, то администрация Президента заказала нам 8 голограмм -- снимки знаменитой пекторали (это нагрудное украшение скифского вождя 4 века до н. э.). Одну из них преподнесли в подарок президенту США. Так вот, ни Клинтон, ни его жена до тех пор не видели ни одной голограммы! Он был так поражен, что по дороге в аэропорт еще раз заехал в музей -- посмотреть на золотой оригинал, чем на четыре часа задержал свой вылет. Кстати, для голограммы Клинтона мы заказали в Колумбии прекрасную раму: красного дерева, с позолотой под старину -- настоящий писк моды. Но какому-то чиновнику это показалось несолидным. Почему, говорит, вид у нее такой не новый? Нам еле удалось настоять на своем.

Потом появился было еще один подобный заказ, но... деньги кончились. И хотя Министерство науки и технологий не финансирует нас, все равно периодически просит представлять Украину на международных выставках. Мы с голограммами побывали уже во многих странах. И по-прежнему там их воспринимают как чудо. Сейчас на них можно посмотреть в Лавре и Национальном музее истории Украины. Эти выставки мы организовали совместно с музеем истории, где есть свои специалисты по голограмме.

-- Я слыхала, что есть идея создать голографическое кино и телевидение. И первый фильм на 30 секунд уже сделан.

-- На этом фильме и остановились. На сегодняшний день это тупиковое направление в художественной голографии, хотя отбрасывать его нельзя. Кто знает, не будут ли открыты через 20--30 лет новые возможности? И эта идея оживет так же, как идея Габора.