1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №249 (252) за 26.12.98

ЯЗЫК И НЕСКРОМНОСТЬ ДО АМЕРИКИ ДОВЕДУТ

Уже несколько месяцев я переписываюсь с чудесным человеком, победителем конкурса "Украинско-американские премии за достижения в преподавании", который является результатом сотрудничества правительства США и Министерства образования Украины. Джерард Брукер -- 55-летний учитель из штата Коннектикут (США). С этим обаятельным, умным и открытым мужчиной я познакомилась во время приезда американской делегации в Киев. И хотя некогда в СССР мой друг бывал шесть раз, Украину посетил впервые. Наша страна произвела на него неизгладимое впечатление. Особенно, пожалуй, его украинские коллеги -- победители этого же конкурса.

Печально: американским призерам творческого состязания -- хвала и почет, их чествует вся Америка, а у нас все по-другому -- Украина не знает своих героев. Более того, большинство украинских преподавателей даже не подозревает о возможности принять участие в увлекательном состязании с приличными призами (победителям полуфинала -- компьютерное оборудование и учебная литература, счастливчикам-финалистам -- путевки на два месяца в Америку). Условия участия в конкурсе на самом деле очень просты: необходимо быть гражданином Украины, учителем английского языка с преподавательским стажем не менее 3 лет и не быть финалистом программ, которые финансирует правительство США. Кстати, последний пункт автоматически отпадает по истечении пяти лет. По словам Наталии Вяткиной, руководителя программ Американского совета по сотрудничеству в сфере образования и изучения языков, создана сложная система оценок для обеспечения объективного профессионального рассмотрения анкет, которые присылают по несколько десятков ежедневно. Решение никогда не принимается одним человеком, а целым жюри, состав которого в каждом туре обновляется.

В беседе со мной один из украинских призеров признался: "Если бы вместо поездки в США мне предложили деньги, согласился бы. Но после первой недели пребывания в Америке понял, что это было бы моей самой большой ошибкой в жизни". Еще бы -- лекции в одном из престижнейших университетов, официальная встреча в Белом доме с Хиллари Клинтон. Одному из победителей повезло вдвойне: в Америке он отпраздновал свой день рождения -- 61 год. А самой младшей участнице делегации всего двадцать с хвостиком. Примечательно, что с каждым годом среди победителей все больше преподавателей "из глубинки". Они большие оригиналы, овладевать языком на высоком уровне им приходится зачастую самостоятельно, ведь доступа к разноплановой информации нет, в отличие от городских преподавателей. Игорь Остапчук из небольшого села Винницкой области, где даже телефона нет, а по вечерам отключают свет, привез своим ученикам компьютер. Директор сельской школы на Волыни уже много лет пишет научную работу. Другая преподавательница вместе с подругой, с которой познакомилась в Америке, планирует издавать украинско-американскую газету для школьников.

-- Нередко заявки подают даже семьями, -- рассказывает Марина Каналес, ассистент программы Украинско-американские премии за достижения в преподавании". -- Пока, правда, не случалось, чтобы в Америку отправились одновременно муж и жена. Не потому, что мы не хотим, просто так получается. Но был случай, когда один из харьковских учителей стал победителем программы "Украинско-американские премии в преподавании", а его жена -- другой, тоже украинско-американской -- "Партнеры в образовании". Кроме того, победа в конкурсе обычно повышает престиж школы в регионе. Одна учительница призналась, что сейчас многие школьники ее города хотят учиться там, где преподает она -- победительница нашего конкурса.

Некоторые наверняка думают, что если не "распространяться" о творческом состязании среди коллег-преподавателей и таким образом устранить потенциальных конкурентов, то победа у них в кармане. Жестоко ошибаются. К примеру, при распределении призовых мест во втором туре учитывается и количество участников из каждого региона, заинтересованных в том, чтобы программа жила и процветала. Иными словами, чем больше учителей из области подали заявки -- тем больше шансов на победу.

Нередко организаторам приходится слышать обидные, неоправданные замечания. Дескать, я заслуженный учитель, работаю много лет директором школы -- и почему-то не прошел даже в первый тур. На самом деле система отбора для нас немного непривычна. Если обычно преподаватели стремятся продемонстрировать академические знания, то здесь требуется прежде всего показать себя как личность, постараться чем-то оригинальным привлечь к себе внимание и как можно меньше быть... скромным. На мой вопрос, как стать победителем, одна из призеров, Зоя Гулько, которая на победу особо и не надеялась, лишь хотела проверить свои знания, ответила: "Нужно быть просто самой собой".

Остается добавить, что заявки от участников конкурса еще будут принимать до 15 января 1999 года. Учитывая занятость учителей, школьные каникулы, -- это, пожалуй, единственная возможность настроиться на победу для тех, кто не считает свою профессию особенной, но уж любимой -- точно.