1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №40 (295) за 03.03.99

ЗУРАБ СОТКИЛАВА: "МОЕГО ИМПРЕСАРИО ОБЪЯВИЛИ АГЕНТОМ ЦРУ"

На стук в дверь выглянул Зураб Лаврентьевич, явно не готовый к общению. Через 15 минут он вышел в смокинге и улыбнувшись в ответ на фразу "Как замечательно, что вы украшаете программу сегодняшнего концерта!" молча кивнул. "Мы сможем поговорить после выступления?" Ответ тот же. Так же он объяснялся перед выходом на сцену со всеми. Еще через 20 минут, подойдя к гримерке, он саркастически заметил: "Это не закончилось бы никогда, если бы приехал еще один человек".


Шел третий час концерта, посвященного 50-летию творческой деятельности народного артиста Украины, кавалера ордена "За заслуги" Бориса Шарварко. Первое отделение завершило выступление солиста Большого театра Зураба Соткилавы.

-- Устали, наверное? Погода не слишком располагает к пению...

-- Ничего, сейчас вся жизнь не располагает.

-- Но, наверное ГАБТ -- в лучшем положении, проблемы жанра вас не касаются?

-- Касаются. Если в театре зарплата -- 1300 рублей, и то ее не всегда вовремя платят, -- приходится много концертировать. За 3--4 года "освоил" уже около 23-х российских городов. Чаще бываю за границей: Испания, Португалия, Италия, Норвегия, Линкольн-центр в США.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ ИНАЧЕ

-- Зураб Лаврентьевич, поговаривают, что великие певцы как бы делят сферы влияния. Один украинский тенор рассказывал, что Пласидо Доминго сказал о нем: "Чтобы я его в Испании не видел".

-- Это похоже на неправду. Знаете, великие люди никогда так не говорят и ведут себя по-другому. Как правило, они организовывают фестивали, приглашают артистов, помогают им.

-- Кто-нибудь помог вам в жизни подобным образом?

-- Мне в жизни везло на хороших людей -- педагогов и вообще. Главные из них, к сожалению, умерли молодыми.

Меня сейчас очень беспокоит отношение к нашим артистам в мире. Это страшно: после известных афганских событий профсоюзы не позволяют кому бы то ни было "внедряться" в их сферу. После того, как СССР назвали империей зла, меня много раз спрашивали: "Почему ты там живешь?"

-- А действительно, вам никогда не приходило в голову уехать?

-- Нет. У меня, как у грузина, особое отношение к родине -- большая семья, много друзей, я не могу их оставить. Тем более, хорошо знаю, что такое Запад, их обычаи. Пока мы еще не испортились окончательно, но, к сожалению, тоже к тому идем. Знаете, приезжая к нам, в Грузию, они всегда любили посидеть, хорошо покушать...

Но в том обществе действует принцип "кольца", как у наших партийных боссов, никого не впускавших в свой круг. Постепенно взяточничество и подхалимство вошли и в нашу жизнь. ЦК делал все, чтобы разрушить театр, руководя процессом. Они определяли, что я имею право всего лишь 90 дней в году быть за границей. Ну какое право имел какой-то Ванько (замминистра культуры) запрещать мне в 1980 году второй раз выезжать в Италию, где успешно прошли 17 спектаклей, в которых я пел Отелло! Я никогда не был послушным и удобным: ворвался к нему в кабинет и потребовал объяснений. Услышав: "Тебя в Италии завербуют", я сказал: "Если вы говорите серьезно -- это обвинение, а если шутите -- не понимаю такого юмора". Это было очень серьезно: ведь моего импресарио объявили таки агентом ЦРУ (я работал с человеком, "раскрутившим" Лазаря Бермана, одного из крупнейших пианистов мира).

И тогда я решил, что должен петь для советских людей. Я остался жить в этой стране, потому что меня тошнило ходить и просить, -- я перестал, но не перестал их не любить (это были времена Демичева).

-- Много работы в театре?

-- Уже не тот возраст: прекрасно понимаю, что в спектаклях должна работать молодежь. Какой из меня 18-летний военачальник Радамес?
Это только Паваротти не могут спросить, сколько ему лет, когда он играет юношу.

-- Вы в свое время вели хорошую передачу на ОРТ. Не сожалеете о том, что ее закрыли вместе с программами Бэлзы и Башмета?

-- Мы сделали 10 передач, которые имели большой успех: я мешками получал очень хорошие грамотные письма из провинции -- храню их до сих пор. Руководство канала поменялось, по их мнению, у музыкальных передач низкий рейтинг -- и теперь на ОРТ нет классики.

Думаю, это делается специально, чтобы уничтожить духовную культуру народа. В литературе и драматургии -- все намного дешевле, но я на дешевку не хожу. Не все в жизни делается ради денег! Как можно пройти мимо Мусоргского и Глинки, Достоевского и Чехова! Так мы постепенно вырастим дебильное поколение, чему способствуют алкоголь и наркотики. Обидно за Грузию: маленький народ -- и молодежь уже испорчена: каждый седьмой болен наркоманией, женщин продают в Турцию. Люди искусства должны объединяться с учеными и спасать новое поколение.

ЕСЛИ Я БУДУ ЗДОРОВ -- ВСЕМ МОИМ БУДЕТ ХОРОШО

-- Расскажите о своей семье, пожалуйста.

-- У меня две взрослые дочери: одна преподает в университете испанский язык, другая работает на НТВ режиссером в программе "Русский век". Закончила музыкальную школу, потом университет как архитектор. Они много ездят, смотрят мир, и знаете, часто предлагают: давайте посмотрим "добрый советский фильм!"

-- Зураб Лаврентьевич, в академическом искусстве не спрячешься за фонограмму. У вас есть какие-нибудь секреты долголетия голоса?

-- Каким бы человек ни был суперменом, Бог дает талант, и если не совершенствоваться, все намного быстрее заканчивается, чем хотелось бы. Конечно, есть секреты. Работаю активно: у меня много учеников, они поют в Метрополитен-опера, Ла Скала.

-- Кто из украинских певцов может претендовать на высшие позиции?

-- Мария Гулегина -- (одесситка), одна из ведущих солисток Метрополитен. Самый знаменитый ваш тенор -- Анатолий Соловьяненко, еще были Владимир Тимохин и Василий Третьяк.

-- В Грузии часто бываете?

-- Не часто, но всегда, когда там трудно. В Киев прилетел из Тбилиси, где мы с Еленой Образцовой давали благотворительный концерт. Многие мои родственники бежали из Западной Грузии, им нужно помогать и морально, и материально.

-- Вам удается зарабатывать достаточно денег для этого?

-- Сказать правду -- очень обидно, когда на празднование 850-летия Москвы приезжает Паваротти, которому платят $1800 000 -- за две арии и четыре песни на уровне студента третьего курса! Я, конечно, Лужкова дураком не считаю, его просто подвели организаторы. А эти звезды на закате карьеры очень любят ездить по России, особенно по Сибири и даже в Якутию. Я очень высоко ценю Монтсеррат Кабалье как одну из величайших певиц, но думаю, зря она возит с собой свою дочь и дочь Образцовой -- они не соответствуют ее уровню: голоса бедные, скудные, "не отделанные".

-- Чего бы вы хотели пожелать себе сегодня?

-- Чтобы всем моим близким было хорошо, а для этого нужно, чтобы я был здоров -- тогда и у них все будет хорошо!