Выпуск газеты Сегодня №40 (295) за 03.03.99
ЗУРАБ СОТКИЛАВА: "МОЕГО ИМПРЕСАРИО ОБЪЯВИЛИ АГЕНТОМ ЦРУ"
-- Устали, наверное? Погода не слишком располагает к пению...
-- Ничего, сейчас вся жизнь не располагает.
-- Но, наверное ГАБТ -- в лучшем положении, проблемы жанра вас не касаются?
-- Касаются. Если в театре зарплата -- 1300 рублей, и то ее не всегда вовремя платят, -- приходится много концертировать. За 3--4 года "освоил" уже около 23-х российских городов. Чаще бываю за границей: Испания, Португалия, Италия, Норвегия, Линкольн-центр в США.
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ ИНАЧЕ
-- Зураб Лаврентьевич, поговаривают, что великие певцы как бы делят сферы влияния. Один украинский тенор рассказывал, что Пласидо Доминго сказал о нем: "Чтобы я его в Испании не видел".
-- Это похоже на неправду. Знаете, великие люди никогда так не говорят и ведут себя по-другому. Как правило, они организовывают фестивали, приглашают артистов, помогают им.
-- Кто-нибудь помог вам в жизни подобным образом?
-- Мне в жизни везло на хороших людей -- педагогов и вообще. Главные из них, к сожалению, умерли молодыми.
Меня сейчас очень беспокоит отношение к нашим артистам в мире. Это страшно: после известных афганских событий профсоюзы не позволяют кому бы то ни было "внедряться" в их сферу. После того, как СССР назвали империей зла, меня много раз спрашивали: "Почему ты там живешь?"
-- А действительно, вам никогда не приходило в голову уехать?
-- Нет. У меня, как у грузина, особое отношение к родине -- большая семья, много друзей, я не могу их оставить. Тем более, хорошо знаю, что такое Запад, их обычаи. Пока мы еще не испортились окончательно, но, к сожалению, тоже к тому идем. Знаете, приезжая к нам, в Грузию, они всегда любили посидеть, хорошо покушать...
Но в том обществе действует принцип "кольца", как у наших партийных боссов, никого не впускавших в свой круг. Постепенно взяточничество и подхалимство вошли и в нашу жизнь. ЦК делал все, чтобы разрушить театр, руководя процессом. Они определяли, что я имею право всего лишь 90 дней в году быть за границей. Ну какое право имел какой-то Ванько (замминистра культуры) запрещать мне в 1980 году второй раз выезжать в Италию, где успешно прошли 17 спектаклей, в которых я пел Отелло! Я никогда не был послушным и удобным: ворвался к нему в кабинет и потребовал объяснений. Услышав: "Тебя в Италии завербуют", я сказал: "Если вы говорите серьезно -- это обвинение, а если шутите -- не понимаю такого юмора". Это было очень серьезно: ведь моего импресарио объявили таки агентом ЦРУ (я работал с человеком, "раскрутившим" Лазаря Бермана, одного из крупнейших пианистов мира).
И тогда я решил, что должен петь для советских людей. Я остался жить в этой стране, потому что меня тошнило ходить и просить, -- я перестал, но не перестал их не любить (это были времена Демичева).
-- Много работы в театре?
-- Уже не тот возраст: прекрасно понимаю, что в спектаклях должна работать молодежь. Какой из меня 18-летний военачальник Радамес?
Это только Паваротти не могут спросить, сколько ему лет, когда он играет юношу.
-- Вы в свое время вели хорошую передачу на ОРТ. Не сожалеете о том, что ее закрыли вместе с программами Бэлзы и Башмета?
-- Мы сделали 10 передач, которые имели большой успех: я мешками получал очень хорошие грамотные письма из провинции -- храню их до сих пор. Руководство канала поменялось, по их мнению, у музыкальных передач низкий рейтинг -- и теперь на ОРТ нет классики.
Думаю, это делается специально, чтобы уничтожить духовную культуру народа. В литературе и драматургии -- все намного дешевле, но я на дешевку не хожу. Не все в жизни делается ради денег! Как можно пройти мимо Мусоргского и Глинки, Достоевского и Чехова! Так мы постепенно вырастим дебильное поколение, чему способствуют алкоголь и наркотики. Обидно за Грузию: маленький народ -- и молодежь уже испорчена: каждый седьмой болен наркоманией, женщин продают в Турцию. Люди искусства должны объединяться с учеными и спасать новое поколение.
ЕСЛИ Я БУДУ ЗДОРОВ -- ВСЕМ МОИМ БУДЕТ ХОРОШО
-- Расскажите о своей семье, пожалуйста.
-- У меня две взрослые дочери: одна преподает в университете испанский язык, другая работает на НТВ режиссером в программе "Русский век". Закончила музыкальную школу, потом университет как архитектор. Они много ездят, смотрят мир, и знаете, часто предлагают: давайте посмотрим "добрый советский фильм!"
-- Зураб Лаврентьевич, в академическом искусстве не спрячешься за фонограмму. У вас есть какие-нибудь секреты долголетия голоса?
-- Каким бы человек ни был суперменом, Бог дает талант, и если не совершенствоваться, все намного быстрее заканчивается, чем хотелось бы. Конечно, есть секреты. Работаю активно: у меня много учеников, они поют в Метрополитен-опера, Ла Скала.
-- Кто из украинских певцов может претендовать на высшие позиции?
-- Мария Гулегина -- (одесситка), одна из ведущих солисток Метрополитен. Самый знаменитый ваш тенор -- Анатолий Соловьяненко, еще были Владимир Тимохин и Василий Третьяк.
-- В Грузии часто бываете?
-- Не часто, но всегда, когда там трудно. В Киев прилетел из Тбилиси, где мы с Еленой Образцовой давали благотворительный концерт. Многие мои родственники бежали из Западной Грузии, им нужно помогать и морально, и материально.
-- Вам удается зарабатывать достаточно денег для этого?
-- Сказать правду -- очень обидно, когда на празднование 850-летия Москвы приезжает Паваротти, которому платят $1800 000 -- за две арии и четыре песни на уровне студента третьего курса! Я, конечно, Лужкова дураком не считаю, его просто подвели организаторы. А эти звезды на закате карьеры очень любят ездить по России, особенно по Сибири и даже в Якутию. Я очень высоко ценю Монтсеррат Кабалье как одну из величайших певиц, но думаю, зря она возит с собой свою дочь и дочь Образцовой -- они не соответствуют ее уровню: голоса бедные, скудные, "не отделанные".
-- Чего бы вы хотели пожелать себе сегодня?
-- Чтобы всем моим близким было хорошо, а для этого нужно, чтобы я был здоров -- тогда и у них все будет хорошо!