1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №33 (288) за 20.02.99

НИНА ИЛЬИНА: "Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ "НАЕЗД"

Есть на свете люди, которые не могут жить без новых дел. Нина Ильина -- актриса ("Рожденные революцией", "Мужество", "Алмазная тропа", "Дума о Ковпаке"), президент Гильдии киноактеров Украины, президент кинофестиваля "Стожары" -- относится именно к таким личностям.

Сегодня у нее новый проект -- создание первого в Украине актерского агентства.

С НАШИМИ АКТЕРАМИ РАБОТАЮТ ЛУЧШИЕ РЕЖИССЕРЫ ЕВРОПЫ

-- Нина, почему именно сегодня возникла потребность в таком агентстве?

-- Оно нужно было всегда и практически существовало в Украине -- только в иной форме. Это был актерский отдел киностудии им. Довженко, где хранились конвертики с данными и фотографиями. Большего и не надо было, потому что существовала группа профессионалов, которая знала всех актеров Советского Союза. Сейчас эта инфраструктура погибла -- больше нет таких отделов ни на одной киностудии страны. Актеры, которые были любимы, много снимались, остались наедине с собой -- угасло кинопроизводство, погиб прокат. Кроме того, пришло новое поколение, которое замечательно работает в театре, но не востребовано в кино.

-- А между тем актеры -- народ чрезвычайно самолюбивый...

-- Конечно, только им надо немного помочь. Мы даже попытались предложить некоторых наших актеров западным продюсерам -- и имели успех. Благодаря фестивалю "Стожары", Ежи Гоффман пригласил актера Дмитрия Миргородского, а до того Богдана Ступку и Руслану Писанку сниматься в его картине "Огнем и мечом". Мы познакомили с нашими актерами одного из самых крупных режиссеров Югославии Лазаря Ристовского. Это были пробы, своеобразный кастинг к картине "Белый костюм", которую он уже заканчивает. Ристовский сделал свой выбор -- пригласил сниматься Радмилу Щеголеву и Руслану Писанку. Правда, Писанка из-за интеровской программы "Утречко" от предложения отказалась, а Радмила с большим удовольствием поработала в этой картине. А вместо Русланы снялась непрофессиональная актриса -- натурщица из Югославии.

И вот, учитывая все это и опираясь на десятилетний опыт работы Гильдии киноактеров, кинофестиваля "Стожары", мы решили, что пора создавать агентство.

ПОЛЬША ПЛАТИТ БОЛЬШЕ

-- Скажите, а Гильдия киноактеров не занималась аналогичными вопросами?

-- Нет, Гильдия занималась, скорее, объединением актеров во имя защиты их социальных и авторских прав. Идея объединения была важна в начале 90-х, потому что все актеры -- это конкуренты, и сказать, что это такое уж дружное, благодушное сословие -- было бы легкомысленно и лицемерно.

Учрежденная Союзом кинематографистов Гильдия была общественной организацией, в центре внимания которой -- социальная поддержка актеров. Деятельность Агентства в большей степени нацелена на их трудоустройство.

-- В Москве много частных актерских агентств. В чем принципиальная разница между ними и вашим детищем?

-- В поле зрения московских агентств, как правило, только перспективные актеры. Так, скажем, в банке данных частного агентства Ларисы Исаевой -- только полсотни человек, а агентство Алены Чухрай занимается лишь шестью звездами, в том числе и Олегом Меньшиковым. Мы же не только не частная организация, мы, в сущности, став правоприемниками Гильдии киноактеров, -- даже не новая организация, потому что называемся "Актерское агентство Гильдии киноактеров". У нас тот же счет и имущество. Естественно, мы намерены сотрудничать с зарубежными агентствами, будем иметь свой видеобанк, ведь за границей работают только через него -- это европейский стандарт сотрудничества. Недавно мы были в Польше, в Гдыне, где нам предложили отобрать 10 наших актеров не старше 30 лет на контракт с гарантированным трудоустройством. Это радует, потому что в Польше съемка в рекламном ролике стоит $130 тысяч, то есть агентство получит соответствующий процент.

-- Какой именно?

-- Мы ориентируемся на российские аналогичные структуры -- у них гонорар за предоставление банка данных $100. Если же "заказчики" отбирают актеров, агентство получает 10% от суммы гонорара. В Польше (для сравнения) -- до 40.

-- А почему вы не захотели создать частное агентство? Ведь в этом случае все имущество, связи и деньги перешли бы в наследство, к примеру, вашему сыну?

-- Верите или нет, но я человек общественного темперамента. Когда я остаюсь наедине с собой и со своим частным интересом, мне становится так скучно, что, право, лучше сидеть на кухне, пить кофе и читать интересные книжки. Такова моя природа. У меня 62 картины за плечами, и сегодня мне интересно сделать что-то не только для своей личной карьеры, но и для других.

-- Насколько реально в ближайшее время возникновение частных агентств в Украине, и, главное, какова их конкурентоспособность по отношению к вашему?

-- Частное агентство в ближайшие годы -- проект преждевременный по той простой причине, что в Украине пока нет рынка труда. Если бы снималось, как раньше, тридцать-сорок картин и был бы конкурс на ту или иную роль, можно было бы об этом говорить. Чтобы сегодня трудоустроить актера, надо хорошо знать рынок сбыта -- что снимается здесь и за рубежом. А в этом может помочь только многолетний опыт и связи. Все это пока сконцентрировано в нашем агентстве. Вот сейчас, например, начала сниматься Настя Сердюк в 8-серийном сериале по очень интересному сценарию.

С ТЕХ ПОР, КАК ЗАКЛУННАЯ СТАЛА ДЕПУТАТОМ, У НАС НЕТ КОНТАКТА

-- Я слышала об этом проекте СТБ с экзотическим названием "Наезд"...

-- Автор сценария -- Светлана Зорина, женщина непростой судьбы, которая занимается бизнесом. В свое время она много пережила, даже была под следствием. В основе сценария -- ее роман "Наезд". Когда в утренней телепрограмме у нее спросили, как она себе представляет, что такое "наезд", Зорина сравнила это с катком, который движется прямо на вас, и нет никакой возможности его остановить. Я тоже прошла через такой психологический "наезд" и поэтому хорошо себе представляю, что это такое.

-- Нина, почему такой авторитетный фестиваль, как "Стожары", до сих пор не внесен в бюджетную строку?

-- В Украине, насколько я знаю, ни один фестиваль не внесен в бюджет. Просто такие проекты пока не рассматриваются.

-- А вы не пробовали обращаться к депутатам, вашим бывшим коллегам по культуре, с просьбой лоббировать этот вопрос?

-- Я не знаю депутатов от культуры...

-- Ну как же, например, Валерия Заклунная, которая на прошлых "Стожарах" была председателем жюри?

-- Во-первых, Заклунная баллотировалась от Коммунистической партии, а не от культуры. Во-вторых, с тех пор как Валерия Гавриловна в депутатах, у нас практически нет контакта.

-- Будь сейчас в нашей стране столь же интенсивное кинопроизводство, как в прежние годы, что бы вы для себя предпочли: сниматься в кино или заниматься общественной деятельностью?

-- Моя деятельность не столько общественная, сколько творческая, требующая много сил и знаний. Скажем, проведение тех же "Стожар" -- это колоссальная авторская работа: работа сценариста, режиссера, продюсера и многих других. Не забывайте, что в этом году он будет проводиться в третий раз.

Я -- НЕ "ДОМАШНЯЯ КОШКА"

-- Три четверти своей жизни вы проводите вне дома, поэтому и душевные, и физические силы направлены не на семью. Как к этому относятся ваш муж и сын?

-- У меня никогда не было такой семейной модели, при которой кто-либо занимается только домом и детьми. Я -- не "домашняя кошка". Был когда-то такой период, когда родился сын: я варила кашки на кухне, ухаживала за ним, принимала гостей и получала от этого удовольствие. Но однажды, готовя очередную кашку, я сказала себе: "И для этого ты родилась на свет?!" Это был даже не вопрос, а внутренний крик. И вот с этого момента я больше не сварила ни одной кашки. Каждый приходит в мир со своим призванием. Например, Толя Хостикоев великолепен на сцене, но в быту беспомощен, незащищен, как ребенок. Я -- из другой категории -- не люблю, когда меня опекают.

-- А вот я -- очень люблю.

-- Нет, мне это скучно и неинтересно. Меня, простите, тошнит от этого. Как только появляется человек, который начинает колдовать надо мной, опекать, ловить каждый вздох -- я становлюсь дерзкой и злой. Хотя теоретически хотелось бы иметь рядом сильного мужчину. Но я не встречала мужчин сильнее меня -- такие обычно достаются очень слабым женщинам.

-- А муж?

-- Он совершенно равноценная мне фигура: это такой же лидер и трудоголик, как и я. Мы понимаем друг друга с полуслова. Но это не та опора, при которой я могла бы заниматься только творчеством и не думать о куске хлеба.

Да, я редко бываю дома, но так было и прежде: снималась в трех-четырех картинах параллельно и всю жизнь жила на колесах. В Киев приезжала только сменить содержимое чемоданов.

-- У вас, как у творческого человека, многое получилось и продолжает получаться. Чего вы хотели бы для себя как женщина?

-- Об этом я никогда не говорю в интервью -- это очень личное.