1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №9 (264) за 19.01.99

МЫ -- ВТОРЫЕ ПОСЛЕ МАКАО ПИРАТЫ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

"Украина -- лидер после Макао (небольшой португальской колонии в Индокитае -- М. Р.) по изготовлению контрафактной (пиратской) продукции в области литературы и искусства", -- с покаянными нотками в голосе констатировал Геннадий Миронюк, председатель Государственного агентства по авторским и смежным правам. Но яростного осуждения пишущей братии, собравшейся на презентацию первого номера журнала "Интеллектуальная собственность", сей прискорбный факт не вызвал.

Каждому меломану, любителю "крутого" видео и завсегдатаю книжных развалов хорошо известно, что огромное большинство подобной продукции штампуется "на Малой Арнаутской", в обход всех и всяческих авторских прав. По каковому поводу потребитель мало печалится, ведь соблюдение авторских прав ложилось бы дополнительным финансовым бременем на его и без того худощавый кошелек. Другое дело -- создатели интеллектуальной собственности, включающей, кроме "общеупотребительных" произведений литературы и искусства, технические изобретения, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг и прочую промышленную собственность. Известно, что в СССР отечественные кулибины имели птичьи права на собственные изобретения, и, как следствие, число согласных дерзать "за так" неуклонно сокращалось. Недаром сегодня 90% мировых изобретений приходится на развитые страны, где авторское право чтут почище Библии. Правда, у нас разные весовые категории: "Австрийцы ежегодно ассигнуют около миллиона долларов на развитие своего патентного дела, в частности, на использование базы Интернет", -- посетовал Валерий Петров, председатель Государственного патентного ведомства Украины. На что тут же услышал заверения своего зама Сергея Новикова, что и отечественные патентоведы вот-вот получат Интернет "на блюдечке с голубой каемочкой".

Кстати, за шесть лет с момента создания в Украине патентного ведомства и пять -- со времени принятия закона об авторской собственности соответствующая правовая база была в основном гармонизирована с европейскими нормами. Так что самое время "научить писателей, композиторов, актеров... коммерциализировать свою интеллектуальную собственность", -- утверждает Г. Миронюк. Многие из перечисленных и сами сообразили, что "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", а в случае надобности -- и защитить от пиратских посягательств в муках рожденный шедевр. В итоге получила распространение защита авторских и смежных прав в судебном порядке. Будет суд, будет и песня: среди тяжб преобладают иски поэтов-песенников к композиторам-шлягерщикам и всех вместе к исполнителям-фонограммщикам. Трудно поделить славу, особенно сопровождаемую гонорарами со многими нулями! В этот творческий процесс уже включаются художники-маляры и писатели-строчкогоны.

А чтобы легче было в суде доказать правоту, нужно вовремя зарегистрировать свою интеллектуальную собственность в Агентстве по авторским правам. В качестве блестящего примера такой предусмотрительности г-н Миронюк вспомнил о скульпторе Бородае, авторе известного памятного знака "Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь". "Адвокат последнего с немалой материальной выгодой для клиента выиграл уже шесть дел о "пиратском" использовании изображения знака, и это только начало", -- заметил Миронюк.