1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (181) за 17.09.98

СЛУХИ О СМЕРТИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ НЕСКОЛЬКО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

В начале недели украинские информагентства запустили сенсацию: все шесть отечественных нефтеперерабатывающих заводов остановлены из-за прекратившихся поставок российской нефти. Мало того, они находятся в состоянии "клинической смерти", поскольку ввести их в нормальный режим работы будет непросто. "Сенсация", к счастью, оказалась дутой. Нам не грозит пересесть на телеги из-за нехватки бензина. Другое дело, что автомобиль из средства передвижения и впрямь превращается в предмет роскоши из-за стремительного удорожания "горючки".

ПЯТЬ ИЗ ШЕСТИ -- РАБОТАЮТ

Вчера конфиденциальный источник, близкий к производственному объединению "Укрнефтехимпереработка", раскрыл корреспонденту "Сегодня" истинную картину происходящего. Очевидно, поводом для слухов о полной остановке отечественных НПЗ стало некоторое сокращение поступления на них российской нефти. Вызвано оно было не только финансовым кризисом у наших соседей, но и их опасениями, что наш бензин, выработанный из их нефти, будет неконкурентоспособен на внутреннем рынке по сравнению с импортным из-за высокой цены, спровоцированной новыми украинскими акцизами на "горючку".

Естественно, наши нефтеперерабатывающие заводы -- а надо отметить, что ни один из них не работает исключительно на отечественном сырье -- в итоге начали "голодать" и даже приостанавливать работу. К хронически простаивающему "Лисичанскнефтеоргсинтезу" (ЛиНОСу) присоединились Одесский и Дрогобычский заводы. По последним данным, Одесса уже "запущена" и перерабатывает нефть на бензин. Как раз сейчас возобновляет работу Дрогобычский НПЗ, и только злосчастный ЛиНОС, как и прежде, -- "на приколе".

Последнему, впрочем, скорое "выздоровление" не грозит. Крупнейший в Украине НПЗ, оснащенный самым новым, по сравнению с другими, оборудованием, пребывает в крайне тяжелом экономическом состоянии. Со всех сторон он обложен как внутренними кредиторами, среди которых преобладают коммерческие структуры -- поставщики нефти, так и внешними заимодателями. По нашей информации, нынешний долг ЛиНОСа немецкому Дойче Ландесбанку составляет 146 млн. грн.

Доселе не названные Херсонский, Кременчугский и Надвирнянский заводы в затруднительное положение не попадали -- вероятно, во многом благодаря тому, что на два последних, кроме российской, поступает для переработки казахстанская нефть. Вот она, реальная выгода от дифференциации сырьевых источников! Кроме того, как известно, поставщиком Кременчугского НПЗ является совместное предприятие "Укртатнафта", позаботившееся о том, чтобы предприятие не испытывало перебоев с поступлением российского "черного золота".

ТАК НАЛИВАЙ ЕЩЕ ПО ОДНОМУ...

Ну, хорошо, -- вправе сказать любой "водила", -- заводы работают, бензина вдоволь, но отчего же он дорожает едва ли не через день? Можно было бы кивнуть на девальвирующуюся гривню, сослаться на страхование рисков, к которому прибегают автозаправочные станции, -- и тем ограничиться. Однако это будет далеко не полная картина.

О правительственном повышении акцизного сбора на продукты нефтепереработки мы уже не раз писали. И, думается, не пожалели те собственники авто, которые вняли нашему совету и вовремя прикупили бочку--другую А-95 по 60 коп. за литр (нынче он
"зашкаливает" за 90 коп., а в некоторых регионах доходит до 1,3 грн.). Акцизы, по подсчетам специалистов, вызвали повышение оптовых цен на дизельное топливо на 6--7%, низкооктановый бензин -- на 17--18, а высокооктановые марки поднялись в цене на 26--28%. Розница, само собой, добавила к оптовым ценам свои накрутки, вот и вздорожали "харчи" для железных "коней".

Имеется, кроме внутренних, и внешний фактор ценовой вакханалии. Половина всего бензина и солярки, реализуемых через автозаправки, -- импортного роду-племени. Поставщики, отчасти из страха перед российскими катаклизмами, отчасти воспользовавшись проблемами украинских НПЗ, сплошь и рядом стали "играть" на ценах, повышая их до... порой до беспредела. Тут уж и правительство, прислушавшись к стонам на местах, дало право обладминистрациям до 1 октября регулировать цены на дизтопливо и низкооктановый (вплоть до А-80) бензин. То есть на ту "горючку", которую потребляет преимущественно грузовой транспорт и трактора. Интересы же собственников легковушек, как всегда, учтет и защитит свободный рынок. Естественно, после того, как он у нас, наконец, сформируется.