Выпуск газеты Сегодня №152 (155) за 11.08.98
НОСТАЛЬГИЯ МАДАМ ЖАСПАР
Впрочем, для ностальгии нет разницы: страдаешь из-за прошлого или ирреального. Чтобы вконец не убила, не измучила тоска, есть только одно средство: вернуться. Даже если цена велика: и судьбу свою сломать, и того, кто тебя любит.
...Таисию Жаспар, урожденную Филиппович, супругу кузена легендарного французского генерала де Голля, это чувство -- всепоглощающее и невесть откуда взявшееся -- преследовало и мучило тридцать пять лет. Пока, наконец, она не оставила и мужа, и Париж, и академию художеств, и жизнь в достатке... Пока не добралась до Шанхая, а оттуда -- наконец-то в СССР. На Родину.
Впрочем, Родину она не видела с 18-го -- с тех самых пор, как ее, шести лет от роду, отец, штурман дальнего плавания, не увез вместе со всей семьей на белогвардейском баркасе в Китай.
НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ
Порт Харбин, куда прибывали и прибывали русские, бежавшие от красного террора, -- эмигрантам не гарантировал ничего: ни работы, ни крыши над головой.
Из Харбина в поисках заработка уехал бывший штурман дальнего плавания Павел Александрович Филиппович. Назад, в Харбин, к семье и маленькой дочке Тае он уже не вернулся. То ли в таверне, то ли еще где, но убил его соотечественник-матрос.
Что знала Тая о стране, в которой родилась? Что она могла узнать, общаясь с такими же, собственно, как и она, эмигрантами из русской колонии?..
В восемнадцать она вышла замуж за эмигранта Юрия Хомякова, уехала в Шанхай. Но и там ее душа не нашла покоя. Муж, страдая вдали от Родины не меньше, чем кто-либо иной, в конце-концов крепко запил. Через полтора года они развелись.
...Где-то очень далеко, за сопками Маньчжурии, прокладывали Турксиб и первый ток давал Днепрогэс, до срока заканчивалась первая пятилетка и гигантскими темпами шла коллективизация... Об этом рассказывало советское радио и писали газеты СССР.
В Харбине и Шанхае русские по крови даже не подозревали, что стоит им вернуться в Россию, как страна победившего социализма поквитается с ними за 1918-й ... Иначе зачем бы рвались назад? Впрочем, может, и знали, что поквитается. Но этот страх, вероятно, был ничем -- по сравнению с ностальгией.
В советском консульстве в Шанхае Таисии Филиппович положительного результата по ее ходатайству о возвращении на Родину не гарантировали. Мало того: вице-консул, не слишком церемонясь в выражениях, объяснил просительнице: чтобы ехать в СССР -- надобно идеологически дозреть. А у вас, Таисия Павловна, идеологически не все гладко.
"...Тогда я смалодушничала и отложила на время решение уехать на Родину", -- двадцать лет спустя напишет мадам Жаспар.
ПОРТРЕТ ЗОИ
Шел 36-й год. Однажды в Шанхае в консульском отделении французской концессии она познакомилась с господином Андре Жаспаром, кузеном Шарля де Голля. Через год они поженились.
Директор консульского отделения Жаспар, как, собственно, и все другие сотрудники дипкорпусов, находившихся в Китае, собирал коллекцию -- картины, китайские вазы, свитки, скульптуры... Потом эту богатейшую и -- главное -- бесценную коллекцию он оставит своей любимой.
"...Мой муж дал мне хорошо обеспеченную жизнь и возможность заниматься любимым делом -- живописью, рисованием. Он был моим большим другом.
Для моей семьи он сделал так много: дал возможность моей сестре изучить метод создания детских моделей и приобрел для нее салон детских платьев. Он обеспечил уход и лечение моей матери, в которых она так нуждалась".
...Уже было -- "Над всей Испанией безоблачное небо"... Уже немцы вошли в Чехию и Польшу. Уже осуществлялся план оккупации Парижа.
Из Франции, где супруги Жаспар проводили отпуск, они вернулись в Шанхай. Спустя три года -- в 42-м -- Таисия останется одна: после передачи французской концессии китайскому правительству кузен де Голля уедет в Париж.
А она... Она будет рисовать, слушать радио и мечтать о том, как напишет портрет Зои Космодемьянской. После поэмы Маргариты Алигер она полгода не будет находить себе покоя -- пока не сделает то, что задумала...
Полотно кисти мадам Жаспар поместят в здании ассоциации советских женщин в Шанхае, но прибывший в Китай из Москвы консул товарищ Суздалев сочтет необходимым отправить картину в СССР.
В 45-м она узнает, что ее "Зоя" выставлена в Центральном музее Советской Армии. И это будет высшим счастьем для мадам Жаспар.
ПАРИЖ -- ШАНХАЙ
Вскоре после войны она отправится к мужу во Францию. Знала ли Таисия Павловна, что едет ненадолго, в общем-то лишь увидеть и -- покинуть его навсегда?
Вероятно, это снова из области ностальгии...
...На пароходе, следовавшем из Китая, мадам Жаспар узнала потрясающую новость: репатрианты возвращаются на Родину. Уже не в Россию, но в Советский Союз.
Союзом, который фактически и в глаза-то не видала, она была зачарована не меньше, чем Герберт Уэллс или же Бернард Шоу.
"...Франция, несмотря на все мои симпатии к ней, несмотря на мою обеспеченную жизнь, была чужой. Я осознавала, что решить вопрос необходимо сразу: это была единственная возможность уехать на Родину.
Что касается моего мужа, то разрыв с ним был для меня ударом. Он очень любил меня и должен был испытывать чувство обиженного несправедливостью и неблагодарностью. В то же время в своих убеждениях он был очень односторонним. Его друзья и родные были явно недоброжелательно настроены по отношению к Советскому Союзу. Не раз мне приходилось сталкиваться с не приемлемыми для меня выпадами против моей Родины".