Выпуск газеты Сегодня №91 (346) за 20.05.99
"МЫ ЖИВЕМ И СТРОИМ ГОСУДАРСТВО В КРЕДИТ"
-- Вы "затянули" сегодня репетицию на двадцать минут. В Америке, например, за каждую "лишнюю" минуту музыкантам нужно заплатить в полтора раза больше.
-- Пытаются ли наши музыканты решать сегодня производственные проблемы при помощи забастовки?
-- Безусловно, коллектив -- это живая душа. Как в любой семье, бывают конфликты. Случается, что люди справедливо чего-то добиваются, например, своевременной выплаты заработной платы. Я сам в этих случаях заодно с ними. Безденежье влияет скорее на творческое состояние человека -- он не имеет желания петь. Правда, в областных коллективах дела еще хуже, нам не стоит жаловаться. Но в творческих спорах нужно быть деликатным и прислушиваться к замечаниям, если они деловые.
-- Выходит, вы дирижер-демократ?
-- В нашем деле полная демократия невозможна. Я должен заставить огромный хор звучать так, как я это "вижу". Это уже определенный авторитаризм. Конечно, я хочу их увлечь, но не всегда это удается, тогда нужно применять художественно-силовые методы. Представьте себе демократию в футбольной команде "Динамо" -- что бы было, если бы каждый творил на поле, что хочет?
-- Есть сегодня спрос на ваше искусство -- в Украине и за рубежом?
-- На удивление, есть. При том, что теле- и радиоэфир засорен такими вещами, о которых и говорить стыдно, и в целом концертная деятельность академических коллективов в пределах Украины почти заглохла, наши концерты вызывают большой интерес у публики. В марте были в Зеленой Гуре (Польша), после этого в Киеве исполнили грандиозное произведение Пендерецкого "Кредо". Нас ожидают в июле в Люксембурге, затем в Швейцарии, Англии, в сентябре едем в Голландию.
-- Нет ли "утечки" кадров за рубеж?
-- Это проблема инструментальных коллективов. Национальный симфонический оркестр очень пострадал, оперный театр. Что касается хоров -- здесь иная ситуация. Пение связано с языком, литературой, национальным фольклором. К тому же за границей практически нет таких профессиональных хоров, как у нас.
-- Вы пришли в "Думку" в эпоху застоя, когда культура была под пристальным вниманием коммунистическое руководства... Возникали проблемы с выбором репертуара?
-- Безусловно, даже мое назначение прошло в несколько этапов: бюро райкома партии, потом горкома партии, утверждение состоялось в ЦК партии. Спрашивали, как мне видится роль "Думки" в тогдашнем обществе. Пришлось, конечно, и "агитки" петь, формирование репертуара нужно было отдать на откуп, чтобы заниматься творчеством.
-- Наверное, когда в те годы выезжали за границу, очень сильно ощущали контраст между тамошней жизнью и нашей?
-- Когда мы впервые выехали за границу -- на какое-то время возник определенный комплекс, пока не разобрались, что и сами не глупее, и нам есть чем гордиться.
-- Как сегодня воспринимается "там" незнакомая украинская музыка? Ведь особенно американская аудитория не любит перегружать себя лишней информацией.
-- Мы были в Америке шесть лет назад. Там есть все, но все имеет вид "купленного". Европейская культура имеет древние корни, там выступать приятнее. Хотя, все любят повеселиться на концертах. Но на всякий товар есть покупатель. Запад сейчас открывает для себя Украину как духовное явление. В октябре повезем во Францию новые произведения Станковича, Сильвестрова, Дычко, которые еще здесь
не звучали. Композиторам сейчас очень трудно, мы ведь тоже не можем заплатить за их труд.
-- Получается, композиторы пишут музыку для своего удовольствия, а "Думка" поет бесплатно...
-- Это то, что присуще нашему народу: работаем в кредит, государство строим в кредит, не зная, как это нужно делать. Но тем не менее люди живут.