1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №87 (342) за 14.05.99

"МИЛЫЙ, Я ДАВНЫМ-ДАВНО НЕ ТА..."

-- Я, -- не без гордости говорит Станислав Говорухин о своем последнем фильме, -- стремился создать простую советскую картину. Думается, это ему удалось.

"Ворошиловский стрелок" -- воистину "старые песни о главном". Здесь все кристально ясно: добро -- это добро, а зло -- это зло. И не хрен, как говорится, валять дурака.

Трое подгулявших молодчиков насилуют милую девушку. Дед пострадавшей, не найдя правды в инстанциях, вершит правосудие сам: раздобыв оружие, простреливает одному детородный орган, другого поджаривает в машине, третий с перепугу наказывает себя сам. Ничего нового.

Не будь автор Станиславом Говорухиным, "Ворошиловского стрелка" и не заметили бы. Но Говорухин -- культовая фигура, а мифы на пустом месте не растут. Актерская интуиция помогает ему чутко улавливать общественные настроения, молниеносно откликаться на них.

Такой конъюнктурной реакцией, своеобразным соцзаказом был каждый новый фильм режиссера, начиная с "Так жить нельзя!". Отсюда бешеный успех у зрителя. Не исключение и "Ворошиловский стрелок". Достаточно тривиальной криминальной истории Говорухин придает политическую окраску. Негативные общественные настроения материализуются в картине в образах молодых насильников-предпринимателей. Позитивные -- в образах ветерана и инфантильной внучки, растрогавшей деда финальной "Одинокой гармонью" под гитару. Социальный пасьянс -- самый примитивный! Зато какой доходчивый и ясный! Каким бальзамом проливается на душу ностальгирующего зрителя!

И неважно, что новоявленный герой вершит беззаконие следом за обидчиками, неважно, что участковый покрывает его, припрятав ружье -- орудие преступления, неважно, что, восстанавливая справедливость, мститель сам становится преступником -- калечит еще двоих.

Разве это имеет значение в совковом мире, где правда и кривда -- дело не божественного промысла, а постановления ЦК или Совета Министров. Истинный сын своего времени, Говорухин возвращается туда, с чего начал, где место встречи изменить нельзя, где добро и зло определяется принадлежностью то ли к классу, то ли к политической партии. Неспроста он отдает главную роль Михаилу Ульянову, главному "председателю" Советского Союза, а фильм называет "Ворошиловский стрелок"...

Ах, эта чертова ностальгия! Кобзон! Клавдия Шульженко! Ваша записка в несколько строчек... Вспоминается, как великая актриса, усмехнувшись в конце романса, рвала клочок бумаги и, горько вздохнув, произносила: "Милый, я давным-давно не та..."