1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №103 (358) за 08.06.99

...ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА "ДУБЕ" ТОМ, НО ПУШКИН ДЛЯ НЕГО -- ФАНТОМ

Чем больше популярные телеканалы в преддверии Пушкинского юбилея убеждали, что стихи поэта знает наизусть и стар, и млад, тем назойливее становилось желание самой в этом убедиться. А возникло оно после того, как знакомая учительница литературы огорошила словами: "Нынешние дети уже не знают Пушкина так, как мы, а внуки, наверное, вовсе знать не будут"... Я возразила и отправилась с расспросами к ученикам обычных украинских школ.

Младшеклассники дружно называли любимые пушкинские сказки, некоторые читали наизусть: "У Лукоморья дуб зеленый...", "Три сестрицы под окном..." Но меня больше интересовали "отроки", ведь изучение творчества Пушкина в школе продолжается до 9 класса (и для многих на этом заканчивается, если, конечно, дома не принято брать в руки сборник стихов просто по любви).

На вопрос анкеты, кто дома просто так, для души открывает томик пушкинских стихов, из 40 человек положительно ответил только один. Перенестись же в пушкинскую эпоху вообще не хотел бы никто, так как "жить без удобств современного мира я не смогу".

Основным достоинством стихов поэта, по мнению моих респондентов, является то, что они легко запоминаются. Хотя, как оказалось, забываются так же легко -- большая часть опрошенных, процитировав пару строк, говорили: "Дальше не помню"... Чаще всего звучали "Зимнее утро", "Памятник", реже -- "Узник", "Я вас любил", "Я помню чудное мгновенье", зато 7 человек в одном классе назвали есенинское "Дай, Джим, на счастье лапу мне", "Отговорила роща золотая", лермонтовское "Белеет парус одинокий"...

Философские вопросы типа: "Какой именно "твой" Пушкин?" я решила больше не задавать после ответа: "Пушкин для меня означает имя, которое пишит стихи, которые нас заставляют учить в школе" (орфография респондента сохранена).

"ПОЭТ! НЕ ДОРОЖИ ЛЮБОВИЮ НАРОДНОЙ..."

Передо мной две программы по зарубежной литературе для общеобразовательных школ -- "старая" и "новая". Сегодня учитель еще имеет право работать по любой из них. В "старой" программе на изучение произведений Пушкина с 5 по 11 класс отводится максимум 17 часов (школьных уроков): в пятом классе -- 4 урока на сказки и поэму "Руслан и Людмила", в шестом -- столько же на любую из "Повестей Белкина", в седьмом -- один урок на изучение "Узника" и отрывка из поэмы "Полтава", в восьмом -- 4 урока на "Капитанскую дочку" и в девятом классе, ставящим точку в изучении Пушкина, -- целых 4 урока "на все": жизненный путь, лирику и роман "Евгений Онегин".

"Прогрессивные" учителя выбирают, конечно же, "новую" программу, следуя которой ученики потратят на изучение Пушкина... всего 8 уроков за все 11 лет школьной жизни: 2 часа на поэму "Руслан и Людмила" в пятом классе и 6 часов -- в девятом на лирику и "Евгения Онегина". Все! Программы же в 6--8 классах именем Пушкина вообще не "отягощены".

Исключение составляют только школы с русским языком обучения, где на курс русской литературы отводится в полтора раза больше времени, чем в украинских школах на всю зарубежную, которая включает в себя и русскую.

"ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!"

Многие школьники, впрочем, и не хотели бы, чтобы Пушкина в школе изучали больше, так как "Пушкин -- это хороший поэт, но учить стихи наизусть, как и вообще читать, хочется не всегда", а "если кому-то хочется изучать глубже творчество Пушкина, пусть изучает, а я хотела бы, чтобы в программу ввели таких писателей, как Роберт Шекли, Джеймс Кервурд, Эмилио Сальгари..."

Подобные признания встречались гораздо чаще, чем пожелания "изучать больше, потому что хорошая литература нужна всегда".

Исполненная "грусти безнадежной", шла я из школы, на ходу вытирая совсем не поэтические слезы. На остановке стояли четверо подростков и лениво смотрели друг на друга. Говорить им было не о чем. Мой вопрос о Пушкине разбавил их скуку, но вызвал лишь удивленно-снисходительные улыбки.

-- Но в школе же чему-то вас учили? -- не унималась я.

-- Конечно! Щас... а... во: "Погиб поэт!" -- и вся компания дружно заржала.

Говорят, человек живет столько, сколько его помнят другие. А поэт, обретающий бессмертие в слове, -- сколько помнят его творения. Не умирайте, Александр Сергеевич!