1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (242) за 12.12.98

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ... ЗАПЛАТИТЬ!

Недавно Днепропетровск был поражен необычной сценой: с крыши одного из домов на Центральном проспекте спускались два молодых человека в альпинистском снаряжении. Собравшие толпу зевак и тележурналистов ребята сняли с балкона 4 этажа громадную сосульку. Так прошла первая акция новосозданной Ассоциации спасателей. И это не первая ласточка: малый бизнес Днепропетровска постепенно переориентируется на завоевание рынка многочисленных услуг по спасению кого угодно и от чего угодно.

Впрочем, как раз акцию альпинистов назвать коммерческим проектом можно с большой натяжкой: действуют ребята при поддержке областного штаба ГО. "Чрезвычайники" необходимость подобной службы понимают: по словам пресс-секретаря штаба Виталия Прудченко, есть масса мелких ЧП, ради которых не стоит вызывать спасательный спецотряд, базирующийся в полусотне километров от города. И в то же время такие мелочи очень актуальны для простого человека: сосульки на крышах, захлопнувшиеся двери, забредшие на балкон высотного дома кошки. Альпинисты готовы выехать на такое происшествие по первому вызову. А с платой за услуги пока что определяться не собираются, надеясь получить финансирование от городских властей. Требуют мизер -- всего 10 тыс. грн. в год, но отцы города пока к их просьбам глухи. Собственно, для того, чтобы заставить мэрию услышать себя, альпинисты и устроили шоу с сосульками.

А вот спасение автомобилей в Днепропетровске уже поставили на коммерческую основу. Служба спасения, созданная местной фирмой "Автоклуб", делает первые шаги. Во время недавнего гололеда на городских улицах у частной спасательной службы было до 40 вызовов в день. Свои авто частники просят выручить из самых разных ситуаций: машина не заводится, попала в аварию или под жезл слишком придирчивого гаишника. Если поблизости есть телефон, то максимум через полчаса к месту происшествия прибудет необходимая подмога: механик, грузовик техпомощи, а то и юрист, который объяснит вашему "партнеру" по аварии его неправоту еще до приезда человека с жезлом. На рынке "автопилотов" -- трезвых водителей, которые довезут вас и вашу машину домой после дружеской попойки, возникла даже некоторая конкуренция: этим бизнесом в "Днепре" занимаются две-три фирмы. Вызов на место в частной спасательной службе стоит 10 грн. А дальше -- в зависимости от характера услуги. Консультация юриста на дороге может потянуть на 30--35 грн. Но для членов особого клуба автолюбителей, которые уплачивают взнос в $100 в год, помощь оказывается бесплатно.

И уж совсем грандиозную спасательную структуру заявила одна из днепропетровских фирм. Заниматься она будет вызовом на дом слесарей по всем вопросам. Так сказать, скорой коммунальной помощью. Актуальность ее сегодня трудно переоценить. Лично я хорошо запомнил недавний случай общения с местными коммунальными службами. История банальна -- в квартире погас свет. После долгих телефонных поисков вызвал аварийку. Через три часа приехали... сантехники. Догадавшись наконец, что ждали не их, пообещали вызвать электриков, которые прибыли еще через два часа и, порывшись в распределительном щитке, заявили: "Вам нужно пробки менять. А у нас пробок нет. Ни за какие деньги". В конце концов поставили "жучок" (надеюсь, этот материал не читают днепропетровские пожарные) и выпросили пятерку "за работу".

Новая служба спасения, по словам автором замысла, должна заниматься как раз такими случаями. В службе -- четыре "мастера на все руки", которые готовы приехать в любое время суток по любому адресу и устранить неисправность, будь то текущий туалетный бачок, водопроводная труба, кран на кухне или сгоревшие злополучные пробки. Электрические пробки, кстати, у частной службы есть. Естественно -- за дополнительную плату. Впрочем, услуга обойдется не так уж дорого. Вызов -- до 5 грн., а дальше -- по цене материалов и минимальной стоимости работы.

Не нужно слишком напрягать мозги, чтобы объяснить причины появления в Днепропетровске такого количества "спасателей". Кризис ударил прежде всего по малому бизнесу. Исчезли некоторые торговые фирмы и фирмочки, умерли или притихли и более серьезные начинания -- например, доставка продуктов на дом по магазинным ценам. И наиболее предприимчивые представители мелкого бизнеса осознали: надо ориентироваться на то, без чего люди не обойдутся никогда. Конечно, не каждый день на дороге ломается машина, "летит" на кухне кран или перегорают пробки. Но, судя по всему, этот рынок еще долго будет открыт для малого бизнеса: ситуация с финансированием коммунальных и дорожных служб города -- плачевная.