1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (1669) за 04.02.2004

ФИЛЬМЫ, ОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕСТО ВООБРАЖЕНИЮ

Столичный Дом кино порадовал киноманов Фестивалем французских фильмов, посвященным 65-летию Марена Кармитца. У нас пока его имя о чем-то говорит разве что особым киногурманам, интересующимся европейским артхаусом. Именно ему посвятил Кармитц свою разнообразную деятельность -- режиссера, продюсера, дистрибьютора и экспортера фильмов. И на фестивале были представлены семь фильмов, к которым он "приложил руку".

Начинал Кармитц режиссером в 1965 году, и сейчас мы увидели одну из его картин "Семь дней от дома" -- довольно обремененный размытыми длиннотами фильм, ставший испытанием для зрителей. Затем Кармитц целенаправленно занялся кинопрокатом -- в 1974 году открыл свой первый кинотеатр и постепенно создал по всей Франции целую сеть кинотеатров (сегодня их уже 60). Его талант продюсера и прокатчика в том, что он помогает создавать качественные авторские фильмы, которые часто становятся достаточно успешными, тем самым доказывая, что качество и успешность не исключают друг друга. В этом его достойный "ответ" коммерческому кино. И то, что Франция таки "отвоевала" у американцев "место под киносолнцем" в собственной стране, немалая заслуга и Марена Кармитца.

Он ищет таланты и помогает режиссерам не только Франции. Работает и с уже очень известными мэтрами (Годаром, Куросавой, Фасбиндером, Лоучем, Гринуэем, Сабо, братьями Тавиани, Кассаветисом). В частности, на этом фестивале мы увидели фильм "Код неизвестен" австрийца Михаэля Ханеке (лауреата Каннского фестиваля за "Пианистку"). Этот фильм экстремального и радикального режиссера -- просто сказка по сравнению с его уже известными фильмами. Здесь переходы от незаконченного эпизода к эпизоду, обрывы мыслей и действий поначалу вызывают недоумение, потом раздражение, и, наконец, увлекают, как захватывающая интеллектуальная игра, складываясь в законченный коллаж.

Кармитц продюсировал и последний кинопроект поляка Кшиштофа Кесьлевского "Три цвета", который стал как бы посланием признанного автора кино. На фестивальном показе была представлена первая часть этой трилогии -- "Синий". Главные роли в представленных фильмах Ханеке и Кесьлевского очень тонко сыграла франко-голливудская звезда Жюльетт Бинош, которая как будто создана для экспериментальных фильмов.

Обратил внимание Кармитц и на лидера иранского кино Аббаса Кьяростами, которого называют "современным Росселини". "Пусть отнесет нас ветер" -- показанный фильм Кьяростами, который, кстати, очень точно выразил сущность авторского кино: "Я с подозрением отношусь к зрителям, которые хотят "понять" кино раз и навсегда. Они не оставляют места воображению, а именно оно заполняет нюансами канву картины. И спустя много лет возникнут другие нюансы". Такие нюансы постоянно возникают и на просмотрах кинолент французских мэтров Алена Рэне и Клода Шаброля. "Мелодрама" Рэне -- известный фильм со звездами французского кино (Фанни Ардан, Сабин Азема, Андрэ Дюссолье), который больше напоминает телеспектакль (в основе пьеса Анри Бернстайна), зачаровывает игрой актеров и произносимым ими текстом. Все это дает понять, почему такие фильмы необходимо смотреть только в кинотеатре, а не дома "по телеящику".

Другая французская звезда Изабель Юппер -- признанная интеллектуалка европейского кино (чего стоит лишь ее перевод на французский греческой трагедии или желание сыграть жену Чайковского) стала героиней "Женского дела" Шаброля. Кармитц продюсировал все фильмы режиссера, начиная с 1973 года, а Юппер -- любимая актриса Шаброля (вместе они сделали шесть фильмов). Сама актриса так сказала о фильме "Женское дело", ставшем кульминацией фестиваля: "Раньше добро и зло были четче разведены. Теперь их все труднее идентифицировать. Поднимаются более глубокие вопросы человеческого существования". Что, впрочем, относится ко всей программе французского кино в Киеве.