1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №33 (1677) за 13.02.2004

КАК МЫ ВЫПОЛНЯЛИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА,

Еще ни одна "засада" на дорогах не была такой интересной. Всегда, признаться, немного жалела водителей-нарушителей, которых выявляли сотрудники ГАИ в ходе какой-нибудь операции. На сей раз было иначе. В голове зудела мысль: вот, мол, и вас, "шишки", прировняли к простым смертным. Речь идет об указе Президента Украины, призванном упорядочить ситуацию на дорогах, в частности, проезд автомобилей, оборудованных спецсигналами.

Экипаж спецподразделения "Кобра", к которому присоединились и мы с фотокором, прибыл на КП Житомирской трассы (недалеко от спорткомплекса "Чайка") в 11.20. Время, на первый взгляд, не "рыбное". Но, как выяснилось, здешний "улов" -- иногородние авто. К тому же мы не собирались ждать, пока какой-то олух включит все "мигалки-пищалки" (на момент дежурства новость об указе уже успела наделать шороху среди водителей). Наш экипаж просто останавливал все автомобили, рыночная стоимость которых превышала 20 тыс. у. е.

-- Чаще всего с незарегистрированными спецсигналами попадаются бизнесмены, чиновники мелких рангов, помощники депутатов, -- поделились опытом "кобры". -- А теперь отрабатываем и тех, кто "покруче".

Выдержка из указа. "Специальные сигнальные звуковые и световые устройства красного, синего или зеленого цветов могут устанавливаться и использоваться исключительно на транспортных средствах дорожно-патрульной службы ГАИ МВД Украины и Управления госохраны Украины. Сигнальные устройства синего цвета могут быть установлены при соответствующем разрешении лишь на автомобилях, в которых передвигаются лица, относительно которых осуществляется государственная охрана, или на автомобилях милиции, военной инспекции, безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в ВСУ, скорой медпомощи, пожарной охраны, оперативно-спасательных и аварийных служб, которые имеют надписи установленного образца".

"Охраняемые лица" -- это Президент, спикер, премьер-министр Украины, а также главы других государств, парламентов и правительств. Они, как следует из указа, передвигаются в машинах со спецсигналами. За таким транспортом, а также за авто остальных членов Кабмина, руководителей Верховной Рады, госкомитетов, центральных органов исполнительной власти, руководителей крымского парламента и правительства, председателей Киевской, Севастопольской и областных госадминистраций закрепляются специальные номерные знаки единой серии. Передавать их другим органам власти или должностным лицам и, тем более, гражданам запрещается.

Итак, задача -- отсеивать всех, кто не попадает под "привилегию" указа. Пока мы с фотокором прятались от холода в машине, капитан и старшина вовсю "трясли" машины. Условились, если что интересное -- позовут. Дело в том, что наряду с операцией ребята выполняли и свою обычную работу. Ни одной фуры не пропустили без проверки груза и "пробивки" документов. "Что -- наводка есть?" -- удивилась такой щепетильности. "Не-е. Это, чтобы не расслаблялись, -- улыбнулся один, -- так сказать, для поддержания штанов".

Да уж, штаны в этот день приходилось поддерживать многим. Одна барышня, хоть и не снабдила своей "опелек" запретными сигналами, но тоже, думаю, перетрусила. "Ох, уж эти женщины, -- снисходительно вздохнул капитан, -- никогда не забудут дома косметичку, а вот документы -- запросто". Дамочке повезло: будь на его месте менее понятливый, отправил бы машину на штрафплощадку. А этот разрешил подождать в "кармане", пока муж документы привезет. Часа полтора простояла. Зато потом улыбалась во все тридцать два, сообразив, что пронесло.

Номерочки с серией "КА", "ОО" шли конвейером. Некоторые норовили проскочить, но, одумавшись, тормозили метров через сто и сдавали назад. "Кобра" -- не просто дорожно-патрульная служба, с ними шутки плохи. Правда, один "мерсик" таки дал маху. Не заметить сигнал было невозможно. Видимо, понадеялся на свои "ІІ"-номера. Пролетел на всех парах и глазом не моргнул. Зря. Номер "кобра" засекла. Если бы не мы с фотокором, догнали бы.

"Погоня в машине с гражданскими лицами запрещена, -- объяснил капитан. -- Не дай Бог, ДТП -- мы отвечаем". Пришлось поверить на слово, что "летчик" будет наказан.

А вот и первая "рыбка" -- серебристый "опель". В салоне двое. Пассажир сразу выскочил и отошел подальше -- покурить. Похоже, заметил прицел фотоаппарата.

-- Да не успел я снять его, -- оправдывался в это время водитель, имея ввиду пристроенный под капотом "ревун". -- Еще неделя не прошла, как указ вышел.

Машина оказалась служебной. Возит, по всей видимости, главу одной из райгосадминистраций Киева (из этических соображений не укажем какой именно). Разрешения на спецсигнал не было. Да и быть не могло -- водитель сказал, что авто купили уже с этим устройством. Конечно же, это не оправдание. Подписав протокол, водитель вышел из патрульной машины с недовольным лицом. "И что теперь?" -- поинтересовалась. "В течение двух часов должен снять, -- сказал старшина. -- Сообщим в организацию, виновных накажут." "И что полагается за незаконную установку таких "штучек"?" -- уточнила. "Семнадцать с половиной гривен", -- хмыкнул он.

"Слышь!", -- перебил наш диалог капитан. -- А не сам ли глава райадминистрации в "опеле" ехал? Что-то больно лицо знакомое..." Но его веселые "размышлизмы" перебило сообщение по рации. Оказалось, на Крещатике словили еще одну "государственную" машинку, принадлежащую горадминистрации. Разрешение на проблесковый маячок было (его тут же изъяли), а вот стоял он не там, где положено по ГОСТу, -- под капотом. "Когда возле ресторана стоит -- не видно, -- объяснили "кобры", -- а когда по дороге едет, блики из-под капота выглядят "круто". Водители и уступают дорогу. Хотя должны бы знать, что разрешенный "маячок" должен стоять только на крыше."

Следующий водитель на джипе "тойота" расстался с удостоверением автоклуба, которое ранее тоже давало кое-какие преимущества. Их изымают наравне с "ксивами" общественных помощников ГАИ. По мнению наших ребят, к следующему году таких "вездеходов" уже ни у кого не останется.

С серой "дачией", принадлежащей одному из киевских банков, вышла небольшая заминка. В президентском указе ничего не сказано об инкассаторских машинах. Но водитель был спокоен, имея на руках разрешение на "ревун", подписанное в январе этого года. После 15-минутной консультации с начальством "кобровцы" отпустили его. Дело в том, что оборудование "касатиков" спецсигналами разрешено рядом других документов. Хотя, по словам капитана, именно инкассация частенько грешит просроченными разрешениями.

P.S. Другие экипажи "Кобры", дежурившие в этот день по городу, выявили еще четыре машины с незаконными "маячками". Две из них принадлежали Киевобладминистрации. Еще двое водителей расстались с удостоверениями "дружинников".