1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №191 (446) за 13.10.99

ОЛЕГ ШЕВЧУК: "У МЕНЯ ЗДОРОВОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ И БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ"

Помнится, на заре туманной юности украинского государства популярной была романтическая сентенция: демократия и рынок по-настоящему победят лишь тогда, когда на высшие государственные посты придут люди нового поколения, не развращенные советскими номенклатурными играми, способные к принятию неординарных решений, гибкие политики, но одновременно -- и жесткие управленцы, и талантливые менеджеры. И казалась эта перспектива столь же близкой и реальной, как второе пришествие. Но...

Олег Шевчук, возглавляющий Государственный комитет связи и информатизации, уже безусловно принадлежит к категории управленцев нового типа. С первых же минут "круглого стола" в редакции газеты "Сегодня" мы почувствовали, что его позиция, взгляды, энергия, наконец, речь и юмор -- очень отличаются от тех, какие мы привыкли наблюдать у "кадровых" чиновников.

ЧЕРЕЗ 10--15 ЛЕТ НАШЕГО ВЕДОМСТВА НЕ БУДЕТ

-- Олег Борисович, в тридцать один год вы стали министром, самым молодым за всю историю страны: с марта сего года возглавляете чрезвычайно важную отрасль, к которой нынче приковано пристальное и не всегда объективное внимание...

-- Моя должность приравнивается к министерской, но я не член правительства, поэтому звание самого молодого украинского министра по праву принадлежит Андрею Гончаруку, возглавляющему Министерство внешнеэкономических связей и торговли. Хотя после реорганизации Минсвязи в госкомитет, в ходе административной реформы, его функции возросли втрое -- когда объединили Госкомсвязи и Национальное агентство информатизации. И сегодня в сферу компетенции комитета входят два огромнейших предприятия -- "Укртелеком" и "Укрпочта", насчитывающие 250 тысяч сотрудников, плюс 8 отраслевых институтов, академия в Одессе с филиалом в Киеве -- хозяйство обширное.

-- Каковы сегодня основные задачи связистов и что мешает их выполнению?

-- Больше всего мешает нормальной работе искусственно подогреваемый ажиотаж вокруг отрасли, в которой якобы "что-то не так". А главная задача -- реформирование, в результате которого связь станет еще эффективнее, технологичнее, прибыльнее. Все страны, прошедшие через экономические реформы, ликвидировали административное управление связью, при котором не может быть объективного отношения к операторам частной или смешанной формы собственности. И оставляли за соответствующим органом лишь регулятивные функции, необходимые в условиях рыночной экономики: лицензирование, определение частотной и тарифной политики, социально значимых услуг. Админуправление же переходило к министерствам экономики, транспорта и т. д. Так что через 10--15 лет нашего ведомства в его нынешнем виде не будет.

Регулятивная реформа гарантирует привлечение необходимых инвестиций, поскольку никто не будет вкладывать в административно регулируемую отрасль. Прямых-то инвестиций в стране практически нет. Правда, неплохо инвестировалось СП "Утел" -- $70 млн. на строительство сетей, но это непрямые, возвратные инвестиции. С точки зрения инвестора это ненормально, когда вдруг меняются взаиморасчеты, тарифы, ставки. А по мнению чиновника -- ничего.

После того, как в той или иной стране решали, что готовы к открытой конкуренции, происходила либерализация -- телекоммуникационный рынок открывался. Кстати, есть жесткие требования Европейского Сообщества, согласно которым, прежде чем стать полноправным членом ЕС, нужно решить вопрос приватизации национального оператора, в нашем случае -- "Укртелекома". Мы выбрали путь европейской интеграции, я убежден, что иного у нас просто нет. И рынок надо будет открывать. Но не всегда стандартные требования учитывают специфику страны. Я сторонник поиска оптимальных решений совместно с опытными иностранными специалистами, консультантами.

-- Но ведь такие консультанты дорого стоят?

-- Вот поэтому мы стремимся переложить часть затрат на бюджет Еврокомиссии. Я иногда встречаюсь с еврокомиссаром, постараюсь "подтянуть" ресурсы Европы. А ресурсы эти колоссальные. Бюджет Еврокомиссии формируется 15-ю странами, для чего отчисляется от национальных бюджетов всего по 1% -- и получается порядка $100 миллиардов! А наш бюджет еле на 8 выходит. Европейский банк реконструкции и развития готовится нам выделить грант для создания эффективной законодательной базы. Задача -- достичь максимальной капитализации связи, укрепить госсобственность, сделать более привлекательным для приватизации национального оператора.

"УКРТЕЛЕКОМ" НЕ ОБЕСЦЕНИЛСЯ, НО ТЕЛЕФОН "ПЕРЕГРЕЛСЯ"

-- Кстати, в последнее время часто приходится слышать мнение, что "Укртелеком" обесценивается, выручить от его приватизации можно гораздо меньше, чем несколько лет назад и, соответственно, меньше инвестировать в развитие. Так ли это?

-- Я бы не сказал, что "Укртелеком" обесценился. Да его никто реально и не оценивал, это невозможно сделать без участия потенциальных инвесторов. Я считаю, что там, где нет хозяина, предприятие не может дорого стоить. Но речь идет пока о выборе модели приватизации: либо сохранить единого национального оператора по типу Центральной и Западной Европы, либо наследовать Россию, где приватизировали в отдельности каждое областное предприятие связи. Покамест полным ходом идет корпоратизация, и здесь мы -- пионеры: в Украине еще никто не корпоратизировал предприятий, которые имеют десятки тысяч отделений, сотни тысяч сотрудников.

Но самое благоприятное время, безусловно, упущено. Несколько лет назад предложение на мировом рынке телекоммуникаций было не столь значительным, больше был спрос. Ведь любой серьезный инвестор должен иметь в "джентльменском" наборе наряду с газовыми и энергетическими акции телекоммуникационных компаний. И если бы мы активнее начали в 92--93-м, могли бы удачно приватизироваться в 96-м. Это, конечно, было бы лучше, чем в 2000-м: сегодня предложений очень много -- в Латинской Америке, Восточной Европе. А спрос значительно меньше.

-- Олег Борисович, но ведь приватизация "Укртелекома" была невозможна еще и потому, что парламент несколько раз "рубил" предлагаемые правительством схемы...

-- Приватизация такого серьезного объекта без консенсуса с парламентом просто невозможна. Тут должна быть политическая воля. И нужно ускорить этот процесс: любая госсобственность, за исключением стратегической, чем дольше управляется государством, тем меньше будет стоить. Украинский телефон уже "перегрелся".

-- Сегодня в Украине на 100 жителей приходится 19,6 телефона, а в странах Центральной Европы -- 30--40, Западной -- 50. Как вам такое сравнение?

-- Так сравнивать нельзя, нужно учитывать 30 экономических показателей: доход на душу населения, величину бюджета, ВВП... Вот вам другое сравнение -- за годы независимости доход на душу населения у нас уменьшился втрое, а плотность телефонизации -- на треть возросла. И если рассматривать в комплексе, мы в масштабах СНГ неплохо смотримся даже на фоне России и Белоруссии. Прибалтика нас опередила, там стратегические иностранные инвесторы. В Центральной Европе мы можем тягаться разве что с Румынией, Польша, Венгрия и Чехия, где удачно прошла приватизация, вырвались вперед, получили большой объем инвестиций и кредитов.

-- Госкомсвязи часто критикуют за то, что в начале и середине 90-х, когда отечественные предприятия связи еще не были готовы к конкуренции, на рынок допустили инофирмы, к тому же предоставив им льготы. Что вы на это скажете?

-- Возможно, мы действительно что-то потеряли, выдавая лицензии "полуиностранцам" -- СП "Утел", UMC, "Голден Телеком", "Киевстар". Эти компании генерировали в своих руках доходы, которые, казалось бы, мог получать и "Укртелеком". Но те, кто утверждает, что таким образом были утрачены деньги для бюджета, почему-то забывают, что на тогдашнем устаревшем оборудовании эти деньги просто нельзя было заработать. Именно благодаря созданию первых совместных предприятий (где мы, кстати, имеем контрольный пакет акций, но не всегда умеем ими эффективно управлять, порой проигрываем чисто как менеджеры) стала возможна технологическая революция в отрасли. Денег на ее проведение у государства ведь не было!

Я отвечаю за всю отрасль и, конечно, объективно буду чуть-чуть "лучшим" для государственного "Укртелекома", чем для частных операторов. Но и от "Утела" я требую декларировать его позицию, не допускать, чтобы его огульно обвиняли в несуществующих грехах.

-- А что требуете от себя и чего себе не позволяете?

-- Себе не позволяю быть пассивным. Требую от себя профессионального подхода во всем. Вообще, не стыжусь учиться, напротив, мне нравится "вникать" во все лично. Считаю, что одних менеджерских способностей безотносительно к специфике отрасли мало. Я должен знать объемы услуг, налогов, досконально разбираться во взаимоотношениях между партнерами. Часто бывает психологически тяжело, поскольку аппарат в министерстве и комитете десятилетиями не менялся. Но я стараюсь подтягивать свежие силы, привожу людей, обладающих творческим подходом, создаю новые подразделения. Хороших специалистов удержать трудно: средняя зарплата у нас -- 150--160 грн.

ВО ФЛОРИДЕ И УКРАИНЕ -- С ЖИРУ БЕСЯТСЯ

-- Однажды вы сказали, что один оператор на один вид услуг -- это монополия, два -- конкуренция, а три -- хаос. А еще пообещали больше никому не выдавать лицензий. Когда начнете отбирать ранее выданные?

-- Наш рынок уже достаточно открыт -- выдано около 700 лицензий. Но меня не совсем верно поняли, я говорил, что не дам сегодня ни одной лицензии на международную или мобильную связь, где выдано соответственно 9 и 7 лицензий. Тут проявляются принципы, когда 2--3 конкурента -- это нормально, а больше -- уже бесхозяйственность: тратятся огромные средства на дублирование одинаковых сетей, многократно покупается однотипное оборудование. Такая ситуация наблюдается только во Флориде и в Украине. Но там люди уже с жиру бесятся, а у нас годами ждут установки стационарного телефона. За мобильными телефонами у нас же очередей нет -- наоборот, сумасшедшая конкуренция за клиента развернулась. Поэтому я даю лицензии на местные сети, их сегодня уже 400 выдано. И это нормально, когда много маленьких частных компаний в этом сегменте создают современную связь.

-- Да, но крупный инвестор в местную связь все равно не пойдет, пока она сплошь убыточна, верно?

-- Надо делать инвестиционно привлекательными и этот, и другие сегменты рынка. Когда компании видят, что нужно и можно придумать окупаемый бизнес, они идут в операторы, делают прямые капвложения. Период 91--96 гг. был временем инвестиционной активности, когда связь "заманила" десятки миллионов долларов. Но, повторюсь, инвестиции приводит только частный капитал, государство не может.

-- Чего в ближайшее время ждать нам, потребителям и клиентам, от связистов?

-- Через год мобильный телефон однозначно станет дешевле. Ведь посмотрите, что делается в среде "мобильных" компаний: и терминалы дарят, и за 1 гривню подключают, и входящий звонок -- бесплатный. Конкуренция заставляет их идти на снижение тарифов. Конечно, если государство не предпримет жестких мер для повышения их себестоимости, вроде 10-кратного повышения платы за использование радиочастот, тут же отмененного.

Со cтацинарными телефонами картина противоположная: они будут дорожать. Сегодня "Укртелеком" работает по заниженным (по сравнению с восточно-европейскими -- в десятки раз) тарифам, не дающим возможности для его развития. Если мы хотим идти в Европу, от нас будут требовать повышения тарифов на местную связь. Но и здесь каждый должен рассчитывать свои финансовые возможности, поэтому переносим акцент с абонплаты на повременную оплату звонков, устанавливаем современное оборудование, позволяющее учитывать каждую минуту. Через год у нас просто не останется другого выхода, местные и междугородние тарифы будут увеличиваться, а вот сообщение с дальним зарубежьем -- дешеветь, положим, звонки в Соединенные Штаты или Европу. Но местные тарифы -- это не чистая экономика, это еще и социальная политика, поэтому, думаю, они будут дополнительно регулироваться парламентом в сторону "смягчения".

-- Сейчас раздаются голоса, что не стоит вообще развивать стационарную связь, при ее-то убыточности. Что вы на это скажете?

-- Вообще, в мире существует две концепции строительства телекоммуникаций -- фиксированной сети и радиодоступа. В Италии мощно конкурируют мобильная и местная телефония. Там очень много мобильных телефонов, и человек серьезно думает, какой вид ему выбрать. Но там развитая рыночная экономика, у нас же эта конкуренция "работает" только для тех, кто может платить по реальным тарифам. Поэтому в Украине еще долго фиксированная связь будет опережать в росте мобильную. Радиотехнологии быстро развиваются, будущее -- за ними. И там, где физическую "жилу" протянуть тяжело, радиодоступ -- прекрасный выход. Но зато фиксированная связь -- более стабильна. Я думаю, нам нужно комбинировать оба вида, в зависимости от конкретной ситуации.

ДЛЯ ГАРМОНИИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ПОДНИМАЮ "ЖЕЛЕЗО"

-- Ретроспектива вашей биографии дает неординарную картину. Почему сначала политика, Партия Зеленых, потом бизнес, и только затем -- министерский пост? Обычно бывает наоборот: с высокого поста -- на бизнес--аэродром. Как дошли до такой жизни?

-- Я благодарен, что судьба сложилась именно так. Ведь "чистым бизнесменом" я себя никогда не считал, не рассматривал зарабатывание денег как самоцель. Вообще, я люблю пробовать силы на новом попроще. Это позволяет мне самосовершенствоваться, постоянно поднимать жизненную "планку". Все это вполне отвечает моей внутренней концепции поиска, развития.

-- Простите, а вы честолюбивы?

-- У меня здоровое честолюбие сочетается с прагматизмом. После техникума средств связи, где занимался физикой полупроводников, решил, что надо продолжать профобразование, поступил на радиофизический факультет Киевского университета: собирал в колхозе помидоры, носил мусор на вузовской стройке -- словом, был нормальным советским студентом. И тут вдруг отменяют военную кафедру, и я попадаю в армию на срочную службу. С одной стороны, потерял время, с другой -- получил опыт. Уже "в рядах" начал понимать, что у нас в стране без политической деятельности сложно добиться профессиональных успехов. Когда уволился из армии, "на гражданке" уже пахло демократией, появилось множество партий. Через полгода -- первые свободные выборы в ВР и местные Советы. Решил и я попробовать. В то время, надо сказать, я был активистом студенческого движения. В жесткой борьбе я попал во второй тур, а потом с колоссальным отрывом выиграл выборы в Киевсовет.

Там я присоединился к "зеленым", занялся партийной работой, и позже в горсовете занял освобожденную должность. А когда указом Кравчука у нас эти должности сократили, я пошел в малое предприятие директором. Со временем оно разрослось в группу компаний "Обрий", которая занималась туризмом, авиаперевозками, рекламным бизнесом и даже стоматологическими клиниками. Инвестировали многие направления. Но хотелось попробовать себя, так сказать, в масштабах страны. И когда поступило предложение занять должность заместителя генерального директора "Укртелекома", я его принял... Словом, все складывалось весьма логично, по большому счету я дорогу и не менял, просто каждый раз поднимался на новый уровень. Мне и сейчас интересно находить новые возможности для самореализации: уверен, что возможности для оной у меня еще есть. Сейчас активно занимаюсь макроэкономикой государства, промышленностью, интересуюсь металлургией, машиностроением -- тем более, что бывший военно-промышленный комплекс пытается производить оборудование для нашей отрасли.

-- Крупные политики и бизнесмены нередко сетуют, что времени на семью и друзей практически не остается. Как у вас в этом смысле?

-- Да почти то же самое. С друзьями, которые пошли на разные уровни государственного и политического управления, иногда встречаемся, совмещая "производственные" проблемы с личным общением. А вот на "посиделки", когда можно просто вспомнить студенческую молодость, времени нет. С сыном тоже не всегда удается пообщаться вдоволь: ему 10 лет. Но зато, мне кажется, я сумел создать для жены оптимальную социальную среду, позволяющую совмещать домашние обязанности -- родительские собрания, стирку, готовку -- с работой в банке. А вот брюки я глажу сам, и галстуки подбираю -- тоже.

-- Кажется, вы серьезно занимались спортом. На это сейчас тоже времени не хватает?

-- С детства занимался вольной борьбой и академической греблей. Выполнял нормы мастера спорта, выступал за сборную Украины. Во время медицинских обследований меня "вычисляют" на раз: "Сердце увеличенное -- спортсмен?" Спортсмен, говорю, а сам вздыхаю, ведь сейчас удается заниматься только по воскресеньям: бегаю, поднимаю "железо". Надеюсь, что со временем удастся выкраивать 2--3 занятия в неделю. Спортивную форму поддерживать необходимо, от нее интеллектуальному содержанию -- прямая польза.