1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №193 (448) за 15.10.99

"НАШИ ЛЮДИ В БУЛОЧНУЮ НА ТАКСИ НЕ ЕЗДЯТ..."

Облом. Паника -- суетливые движения, продиктованные одним желанием: нужно ведь что-то делать! А делать ничего не хочется и сил ни на что нет... Когда признаки надвигающейся депрессии "налицо", иду в магазин и покупаю себе новую вещь. И настроение меняется. Оправдательный же диалог, как обычно, чем-то смахивает на размышления почтальона Печкина: "Я ведь раньше почему такой вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!" Или что-то в этом духе.

А если серьезно, то некоторые психологи в арсенале борьбы с "последствиями длительного стресса" на профессиональном уровне стали использовать такую, казалось бы, всем известную духовно-материальную субстанцию, как мода. Объясняется все просто: одевая новую вещь, человек преображается, и смотрит на мир другими глазами. При этом нужно выбросить мысль, что подобные "превращения" требуют значительных материальных затрат. Так, например, в известном Доме моделей "Крещатик" модную вещь можно купить всего за 35 гривен.

У Дома моделей, которому аплодировали в Таиланде и Австралии, Корее и Канаде, Мексике и США, Италии и Франции, колоссальная история, уходящая корнями в далекие 60-е. С экскурса в историю и начался наш разговор с директором "Крещатика" Ириной Ткаченко, которая работает в Доме моделей с момента его основания.

МОЯ ЖЕНА ТАКОГО НЕ НОСИТ

-- Ирина Владимировна, "Крещатик" входил в десятку лучших Домов моделей в бывшем СССР, а представленные коллекции были высоко оценены на престижных международных конкурсах. Какой-то чувствуется здесь парадокс: советский Дом моделей покоряет, скажем, Францию, где вам, если не ошибаюсь, был вручен приз "Хрустальная пантера".

-- Если быть более точным, то мы были не в десятке, а в пятерке лучших Домов моделей бывшего Союза. И действительно, если нужно было выезжать за рубеж, то за нас все дрались (хотя в той же Москве домов моделей было полным полно).

Следует вспомнить, что в те приснопамятные времена даже демонстрация моды являлась политическим мероприятием. И на показах в обязательном порядке присутствовал какой-нибудь представитель из Политбюро. Достаточно ему было сказать что-то вроде "моя жена такого не носит", и на коллекции можно было ставить крест. Уровень и вкусы подобных оценщиков вы можете себе представить, да и вообще, маразмов хватало. Поэтому мы должны были быть достаточно умными и хитрыми, чтобы нас и здесь пропустили и чтобы там мы были на уровне. Поэтому вся коллекция тихонько обрастала вариантами. А поскольку, по тем временам не было особой нужды считать каждую копейку, то мы готовили в два раза больше изделий. Таким вот образом выходили из положения. Все остальное -- дело техники: на месте все заново монтировалось, и на подиум выходил "неконтролированный" вариант.

Кстати, жесточайшая политика касалась не только коллекций -- самым строгим образом контролировался и подбор моделей. Манекенщицы, выезжающие за рубеж, должны были работать в Доме моделей не меньше года и проверялись по всем статьям. Ведь стоило самолету приземлиться в западном аэропорту, как нас мигом окружали журналисты. Но микрофоны тянулись не к начальству, которое говорило "как нужно"-- вопросами засыпали моделей. Поэтому девочек отбирали не столько по ногам, сколько, так сказать, "со смыслом в глазах". Но, естественно, и нас они должны были устраивать в профессиональном отношении. Так что требования были серьезные. Должна заметить, что манекенщицы в прошлом не укладываются в рамки стереотипов современных моделей. Это были совершенно другие люди. Они работали вместе с дизайнерами на примерках, как губки впитывали весь этот мир. К слову, сегодня многие директора домов и агентств в прошлом наши модели: Виктория Мирзоян, Ира Дюденко, Маша Манюк, Лена Ясинская.

-- А казусы случались?

-- Например, мы были со своим шоу в Ванкувере, на праздновании 100-летия "высадки" украинцев на этой земле. А наши показы, как правило, были сориентированы на страну пребывания. Допустим, в Таиланде мы демонстрировали вечернюю моду по тайским мотивам, под их музыку, а в Анковере, учитывая публику, сделали шоу в виде украинской свадьбы. Успех превзошел все ожидания -- зал рыдал от восторга. И вот на следующий день выходят местные газеты, с фотографиями девчонок на первых полосах, а в хвалебных материалах пишется, что, дескать, "все було так гарно... тільки дівчата з Парижу".

Кстати, благодаря постоянным поездкам за рубеж, мы поняли, что модельный -- это отдельный бизнес, и создали одно из первых в Украине модельных агентств "Олег и Ева", достаточно известное на сегодняшний день в профессиональном отношении.

В ЖИВЫХ МЫ ОСТАЛИСЬ ОДНИ

-- Мы пережили этап централизованных закупок, существовавший в бывшем СССР, когда вся страна в одних и тех же индийских кофточках ходила. Теперь проходим "базарную" стадию, ориентируясь на "европейское" качество турецких изделий и их цены. При этом у нас есть отечественный производитель, предлагающий изумительную продукцию, причем за символическую цену. На Западе даже состоятельные люди, дабы поддержать отечественное производство, покупают продукцию в своих магазинах. Скажите, наш человек просто привык одеваться на базаре, или промышленность пока в состоянии выпускать продукцию лишь мелкими партиями?

-- Всем уже ясно, что такое лозунги по защите отечественного производителя, а что такое настоящая работа. Из девяти Домов моделей, существовавших в Украине, "в живых" остался лишь "Крещатик". И это грустно, что такое явление, как Дом моделей исчезает. У нас был прекрасный Дом моделей детской одежды, целевые -- киевский обувной и даже текстильно-галантерейный. А львовский, донецкий, одесский? Их не видно не слышно. Да и мы удивляем всех тем, что еще живы.

На сегодняшний день трикотажной промышленностью производится всего лишь два процента изделий верхнего трикотажа в сравнении с объемами 90-го года. Для трикотажников колоссальное значение имеет сырье. Но не работает текстильная промышленность по выпуску пряжи и прикладных материалов. Соответствующее современному уровню трикотажное оборудование никогда в Украине (да и в СССР за редким исключением) не выпускалось. То есть необходимы закупки,и т.д и т.п.

Поэтому сырье вынуждены были покупать у итальянской фирмы -- одного из крупнейших поставщиков трикотажа в Европе. Чтобы создать необходимый коммерческий уровень, работаем с немецкими фирмами, соединяя гладкую отечественную шерсть с фактурными импортными пряжами. Но цены у наших западных коллег, сами понимаете... западные (кстати, и изделия такого класса у них стоят безумные деньги). У нас же только сырье составляет сорок процентов стоимости изделия. А если учесть все расходы на транспорт, НДС... Поэтому мы выпускаем ровно столько, сколько можем продать, поскольку живем и развиваемся за счет выручки. Ну а если не угадаем покупателя, то такая у нас и зарплата.

КРАСОТЫ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО

-- А как угадать покупателя и кто покупатель вашего Дома?

-- "Наши люди в булочную на такси не ездят..." -- так бы я охарактеризовала нашего покупателя. Дело в том, что "на заре туманной юности" украинского модельного бизнеса очень многие творческие группы имели спонсоров. При этом всем начинающим свойственно желание удивить и шокировать публику. Но когда ты находишься в бизнесе, ты должен понимать, что все созданное тобой кто-то должен купить. И этот кто-то -- конкретный человек, часто не разъезжающий в Мерседесе. За все время существования нашего Дома мы всегда ориентировались на средний класс. И эту, приятную нам, прослойку населения мы никогда не оставим.

В советское время наши коллекции носили больше рекламный характер и были несколько оторваны от выпускаемой продукции. Сегодня коллектив работает по трем направлениям. Авторские модели, которые демонстрируются на показах "Сезонов моды" и по заказу повторяются один к одному. Затем, более демократичное направление -- молодежная мода и мелкосерийное производство. Поскольку одно и то же изделие может быть изготовлено в дорогой и более дешевой пряже, то и цена колеблется от 35 до 120 гривен. Кстати, наш рынок в целом грешит тем, что часть покупателей, которая в силу возрастных причин к молодежи не относится, осталась неохваченной. Но ведь эти люди тоже нуждаются в моде! Мы надеемся занять эту нишу, повторив модные фрагменты и в 46--48 размерах.

-- Но, наверное, есть какие-то элементы, которые трудно повторить в трикотаже?

-- Трудно себе представить, что есть такие элементы, которые, так или иначе, нельзя повторить в трикотаже. Не обязательно дословно. Наоборот, я бы даже сказала, что мы в более выгодной ситуации. Иногда само полотно ведет за собой: автор начинает с одних эскизов, а в результате рождается нечто новое, не менее потрясающее. Вообще, в этой работе есть масса нюансов, и тот, кто связан с трикотажем, никогда не изменяет ему.

-- А сколько лет в этой области вы работаете?

-- С 1960 года. Это мое первое и единственное место после института. Как только Дом моделей был создан, я работала в нем дизайнером, потом главным инженером, а с 1983 года -- директором. У меня вообще такое убеждение, что человек по возможности должен работать на одном месте всю жизнь. Я в целом -- за постоянство: в отношениях с друзьями, в семейных отношениях... А разнообразия хватает в творчестве. Но вот, чтобы работа радовала тебя всю жизнь, нужно просто стремится делать ее чуть лучше, чем другие. Чуть лучше.