1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №194 (449) за 16.10.99

ВОСПИТАНИЕ С ЧАСА НОЛЬ

На свет появился младенец... Счастливые родители с первых дней начинают мечтать, а то и спорить о том, как они будут воспитывать свое чадо. Когда начать учить читать? Наказывать или нет? Отдавать ли в садик? Обычно обсуждаются планы на достаточно отдаленное будущее. Что сейчас взять с малютки, которая только и умеет, что пачкать подгузники и кричать по ночам? Родители обычно и не догадываются, что все их планы могут оказаться пустой тратой времени, ведь фундамент характера их ребенка уже сформирован. Все больше ученых склоняются к мысли, что он закладывается при родах. Причем на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто считают, что базовая черта человеческой натуры появляется еще до рождения.

ЧЕЛОВЕКА СОЗДАЮТ ЧЕТЫРЕ МАТРИЦЫ

-- Существует четыре матрицы, моделирующие поведение человека, -- говорит приверженец "преднатальной" теории директор предприятия "Экология младенчества" Сергей Усик. -- Первая формируется на протяжении всего периода беременности, когда ребенок выясняет, как к его маленькому Я относится ЭТО -- внешний мир, которой он познает через маму.

Другими словами, находясь еще в зародышевом состоянии, ребенок оценивает среду своего обитания. Если беременность протекает благополучно, мама не переживает стрессов, болезней и любит своего будущего малыша, то и он чувствует себя отлично. И сам начинает любить весь мир. В его подсознание закладывается раскрепощенность и желание жить. Если же мама пьет, принимает наркотики или просто ненавидит свое нерожденное чадо, то ребенок растет в агрессивной среде, которая настроена против него враждебно. Соответственно, у него нет ни малейшего желания появляться на свет -- он становится замкнутым, закладываются первые комплексы.

-- Вторая матрица создается в момент родовых схваток. Она "отвечает" за появление чувства безысходности, которого крохотный человечек раньше никогда не испытывал, -- продолжает Сергей Владимирович. -- Теперь малыша что-то сдавливает, и он пытается освободиться. Когда же частота схваток усиливается, у ребенка наступает судорога -- он не может пошевелиться. И в этот момент понимает: как ни крутись, будет больно. А раз так, не стоит пытаться что-то изменить. В подсознание поступает информация о том, что борьба бессмысленна.

Эта матрица "программирует" уже взрослых людей. Когда случается беда, многие опускают руки. Или же просто всегда идут по пути наименьшего сопротивления. Если при рождении третья матрица была особенно четкой, то человек может стать наркоманом или алкоголиком. Вот почему так важно, чтобы роды прошли наименее болезненно.

С формированием третьей матрицы приходит и страх смерти. Малыш прожил девять месяцев счастливо, а теперь его, такого беспомощного, изгоняют вон, в неизвестность. Когда он проходит по родовому каналу, ему больно и кажется, что вот-вот случится что-то страшное. Все эти переживания в будущем повлияют на социальную активность человека и на его умение сопереживать (ведь он чувствует страдания мамы).

-- Четвертая матрица -- это момент, когда ребенок уже попадает в наш мир, -- продолжает Сергей Усик. -- От того, какие руки его здесь встретят, зависит его эмоциональная сфера. Если это будут любящие объятия родителей (кстати, новорожденный вычисляет их безошибочно) -- он вырастет любвеобильным и раскомплексованным человеком, а незнакомые руки сделают его отстраненным и скупым на проявления чувств.

РОЖДЕНИЕ -- ЭТО ПЕРВЫЙ КРИЗИС

Закрепление в подсознании информации этих матриц специалисты связывают с психологическими родовыми травмами. С этой точки зрения, общепринятые способы приема родов нельзя назвать соответствующими природе человека. В родильном зале горит яркий свет, звучат громкие голоса, раздается звяканье металлических инструментов... Но ведь рождающееся существо ощущает все по крайней мере так же ярко, как и рожающая его мать. Ребенок просто-напросто ослепляется мощными лампами и оглушается резкими звуками.

Игнорирование чувств матери и ребенка при родах идет от непонимания того, что с ними происходит. Возьмите учебник по акушерству -- там о психологии плода и новорожденного нет ни слова. К этому нужно добавить еще присущий нам феномен привычного насилия над детьми. Мы, взрослые, зачастую присваиваем себе полное право решать, что хорошо и плохо даже для трехлетнего ребенка, и совершенно не считаемся с его желаниями. Что уж говорить о новорожденном... Его жизнь зачастую так и начинается -- с насилия. С насилия над природой человека. Сюда относится и раннее обрезание пуповины, и переворачивание новорожденного вниз головой, и обычай сразу после родов забирать ребенка у матери... Но ведь еще при УЗИ было видно, как малыш строил гримаски, если ему что-то не нравилось.

-- Момент рождения как таковой -- это первый кризис в жизни человека, -- говорит доктор наук Александр Дусавицкий. -- Поэтому есть большой психологический смысл в том, как именно проходило появление на свет.

ПЕРВИЧНЫЙ СТРАХ -- НЕДОВЕРИЕ КО ВСЕМ И ВСЯ

Психологи считают, это кризис колоссальной сложности. Фрейдисты называют его первичным страхом (есть еще термин первичное доверие). Бояться мира или доверять ему -- вот самая первая, базовая для человека психологическая проблема, которую он решает в самом начале своей жизни. Что мир дает ему -- позитивные или негативные переживания? Если роды несут ребенку ярко отрицательные переживания, он этому миру не доверится. Неосознанно будет его страшиться и жить как бы по принципу шутливой поговорки "мама, роди меня обратно".

Правда, современная психология позволяет избавиться от негативных моделей поведения, заложенных при рождении. Но, во-первых, это можно сделать лишь в зрелом возрасте, а во-вторых, нужно приложить немало усилий -- специальный треннинг и психоанализ.


...Как ни удивительно, но в Харькове нам довелось увидеть сразу нескольких детей, которых мамы родили в соответствии с новыми теориями. Причем среди родителей нет ни одного медика! Есть инженеры, экономисты, историки, педагоги -- все с высшим образованием. Они признались, что решиться на бунтарство против догм официальной медицины было совсем не просто. Но им очень хотелось вырастить своих детей свободными, жизнерадостными и незакомплексованными.

А что же дети? Это разновозрастная веселая стайка ребят. Ни за одним не числится серьезного заболевания. У них не было детских страхов. У всех, кроме младенцев, есть друзья. Просто этим детям повезло родиться у хороших, умных, любящих родителей.