Выпуск газеты Сегодня №196 (451) за 20.10.99
"ДРУГ -- ЭТО ЧЕЛОВЕК НА КОТОРОГО ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО"
На недавно прошедшем кинофестивале "Стожары" он, как всегда, был в центре внимания.
"ВСЯ МОСКВА ЗНАЕТ, ЧТО У МЕНЯ ДРУЗЬЯ -- МЕНТЫ. НУ И ЧТО?"
-- Отчасти я могу согласиться, что профессия наша смахивает на древнейшую -- все-таки нас выбирают. Да я -- человек достаточно независимый.
-- Игорь, режиссеры тебя почти всегда используют в качестве социального героя, крутого парня, который способен за себя постоять. Не надоело играть одного и того же человека?
-- А, может, тогда лучше было стать каскадером или спортсменом?
-- Это вопрос провокационный или какой?
-- Не знаю. Просто вопрос... В конце концов, умение делать трюки -- не главное в актерской профессии.
-- Я думаю, что главное -- все. Все важно в актерстве.
-- Тебе 43 года. Считаешь, что успел уже многое получить от жизни и сделать в профессии?
-- Я начал поздно сниматься в кино. В своем первом фильме "ЧП районного масштаба" я снялся в 31 год. А в театре -- да: я переиграл массу хороших ролей. Да и к лучшему это. Потому, что кино -- приходит и уходит. Тебя пользуют и забывают.
-- А есть эти типичные актерские страхи, что завтра могут не позвать, не пригласить?
-- Поэтому я и вернулся в театр. Несмотря на то, что,будучи заслуженным артистом, получаю 800 рублей. Страхи есть... Олег Янковский когда-то сказал: "Самое страшное -- это когда не звонит телефон. А ты сидишь и ждешь". Поэтому редко отказываюсь от приглашений и играю социалку. Но есть и другая причина. Я, например, сейчас закончил сниматься в сериале. Когда мне дали прочитать сценарий (тема отцов во времена Хрущева), я сразу сказал: "Согласен работать". Потому, что я помню все. У меня умер отец, когда ему было 38 лет. Мне было 10. Его привезли в цинковом гробу... Отец был первым председателем Тамбовской губернии. Когда я играл Княжко в "Береге", я надевал его ордена. Поэтому мне было важно это сыграть.
-- Всегда все помнишь и ни от чего не отказываешься?
-- Ни от чего. Вся Москва знает, что у меня друзья менты. Ну и что? Почему я должен этого гнушаться?
"НЕ ВСЕ АРТИСТЫ ИДИОТЫ И ДВОЕЧНИКИ"
-- Ты был приличным мальчиком в школе?
-- Считается, что все артисты в прошлом -- идиоты и двоечники. Это не совсем так. Я, например учился в спецшколе с английским уклоном. Папа очень хотел, чтобы я занимался спортом, и я занимался боксом. Меня называли высокоодаренным мальчиком.
-- Слушай, а как вообще возник в твоей судьбе ГИТИС?
-- До армии я поступал сразу в несколько институтов, но там не было военных кафедр. И в армию я ушел из города Ярославля.
-- Хотел служить?
-- (Смеется.) У меня была долгая и странная история с армией: и в питерской учебке побывал, и в штрафбате.
-- Ого! А за что?
-- Видишь мои руки?
-- Ну, не самые крупные руки, должна сказать. И что же ты ими сделал?
-- Руки некрупные, но бойцовские.
-- Настолько вспыльчив?
-- Настолько-настолько... А в ГИТИС я поступил через две недели после возвращения из армии.
-- Скажи честно, не очень любишь интеллигентов?
-- Мой второй тесть...
-- Второй? А их вообще много было?
-- (После некоторых воспоминаний.) Много.
-- Так вы распущенный человек, Бочкин!
-- Да?... Ну ладно. Так про тестя. Вот он был интеллигентом, потому что большей чистоты и праведности я не помню. Но ты правильно почувствовала: интеллигенты чистой воды меня раздражают. Я не люблю замысловатости, когда, как в шахматах, продумывают все на 12 ходов вперед. Они, наверное, умеют делать то, чего не умеем делать мы. Когда говорю "мы", имею в виду и себя в том числе. И мерило у них другое.
"Я ВЕСЬ ОПЕРИРОВАННЫЙ, ШИТЫЙ-ПЕРЕШИТЫЙ"
-- У тебя есть друзья среди артистов?
-- Я же говорил: у меня друзья только врачи или менты. Дружба -- это очень серьезно. Киплинг писал, что друг -- это человек, на которого ты имеешь право. У меня вот недавно умер друг... Чекист, 44 года. Красавец был неимоверный. Бабы -- они ведь приходят и уходят. А друг -- на всю жизнь. Я люблю пообщаться, посидеть с другом, выпить, прокатиться.
-- Опять же -- к бабам...
-- Ну не обязательно! Можно на охоту. У меня много друзей врачей: я же весь оперированный, шитый-перешитый. Женщины приходят в театр, потому что они жены-шмоны... А менты приходят в театр, потому что я, во-первых, их брата переиграл миллион, а во-вторых потому, что я просто их люблю. И бандиты сейчас, кстати, тоже другие. Раньше можно было сказать: "На счет два поверни голову", они поворачивали -- и все ясно. А сейчас посмотри какие красавцы стали. У меня три года назад украли машину -- 1 апреля! (Таинственно.) Про-сы-па-юсь...
-- "Шутка!"
-- Ты уже поняла, да? На стоянку не поставил. А ко мне друг приехал из Минска, думаю: "Все, Паша пошутил". Он был председателем банка. Я говорю: "Пашунь, ты кончай. Это же серьезный вопрос. Где?!" Оказалось, нет. Но потом вернули.
-- После "ЧП районного масштаба" тебя все стали узнавать на улице. Нравилось тогда быть "великим"?
-- Я уже был старшиной танковой роты и вернулся с орденом. Так что, честно говоря, крыша не ехала от популярности.
"ПЛАЧУ, КОГДА УМИРАЮТ ДРУЗЬЯ"
-- У тебя было несколько браков. Дети есть?
-- Дочь. Красавица. Она живет в Барселоне.
-- Общаетесь?
-- Дочь забрали и увезли, когда ей не было года. Теща пишет мне письма в театр. Когда разводились, я так гулял... Сейчас у меня замечательная жена. 26 января я попал в аварию, вылетел через стекло автомобиля и все думали, что сдохну. А Светка взяла все в свои руки и вытащила меня. Для артиста ведь страшно, когда он ничего не может делать.
-- Что еще для тебя страшно?
-- Плачу, когда друзья умирают. И еще страшно, когда ты никому не нужен. В "Доме" Абрамова (я играю в этом спектакле) есть слова о том, что человек обязательно должен носить в душе что-то светлое, что-то для каждого из нас должно быть святым. Очень многое в мире убеждает меня, что ОН есть. И только благодаря этому 26 января я не сдох. Это абсолютно точно.
-- Что главное в жизни?
-- Не предавать.