1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (451) за 20.10.99

"ДРУГ -- ЭТО ЧЕЛОВЕК НА КОТОРОГО ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО"

Игорь Бочкин запомнился стране после своего первого же фильма "ЧП районного масштаба", в котором артист весьма удачно изобразил комсомольского вожака с негодяйским моральным обликом. Потом был сериал "Горячев и другие" и Бочкин плавно, но верно утвердился в амплуа социального героя.

На недавно прошедшем кинофестивале "Стожары" он, как всегда, был в центре внимания.

"ВСЯ МОСКВА ЗНАЕТ, ЧТО У МЕНЯ ДРУЗЬЯ -- МЕНТЫ. НУ И ЧТО?"

-- Отчасти я могу согласиться, что профессия наша смахивает на древнейшую -- все-таки нас выбирают. Да я -- человек достаточно независимый.

-- Игорь, режиссеры тебя почти всегда используют в качестве социального героя, крутого парня, который способен за себя постоять. Не надоело играть одного и того же человека?


-- От этого страдают многие актеры. Обидно, что немногие знают мои театральные работы. Я ведь играл в "Береге", "Пролетая над гнездом кукушки", "Царе Эдипе"... Я не "крутой", я покрученный и совершенно не скрываю, что люблю выполнять в кино трюки сам. А почему америкашки могут, а мы -- нет? Мы тоже можем.

-- А, может, тогда лучше было стать каскадером или спортсменом?

-- Это вопрос провокационный или какой?

-- Не знаю. Просто вопрос... В конце концов, умение делать трюки -- не главное в актерской профессии.

-- Я думаю, что главное -- все. Все важно в актерстве.

-- Тебе 43 года. Считаешь, что успел уже многое получить от жизни и сделать в профессии?

-- Я начал поздно сниматься в кино. В своем первом фильме "ЧП районного масштаба" я снялся в 31 год. А в театре -- да: я переиграл массу хороших ролей. Да и к лучшему это. Потому, что кино -- приходит и уходит. Тебя пользуют и забывают.

-- А есть эти типичные актерские страхи, что завтра могут не позвать, не пригласить?

-- Поэтому я и вернулся в театр. Несмотря на то, что,будучи заслуженным артистом, получаю 800 рублей. Страхи есть... Олег Янковский когда-то сказал: "Самое страшное -- это когда не звонит телефон. А ты сидишь и ждешь". Поэтому редко отказываюсь от приглашений и играю социалку. Но есть и другая причина. Я, например, сейчас закончил сниматься в сериале. Когда мне дали прочитать сценарий (тема отцов во времена Хрущева), я сразу сказал: "Согласен работать". Потому, что я помню все. У меня умер отец, когда ему было 38 лет. Мне было 10. Его привезли в цинковом гробу... Отец был первым председателем Тамбовской губернии. Когда я играл Княжко в "Береге", я надевал его ордена. Поэтому мне было важно это сыграть.

-- Всегда все помнишь и ни от чего не отказываешься?

-- Ни от чего. Вся Москва знает, что у меня друзья менты. Ну и что? Почему я должен этого гнушаться?

"НЕ ВСЕ АРТИСТЫ ИДИОТЫ И ДВОЕЧНИКИ"

-- Ты был приличным мальчиком в школе?

-- Считается, что все артисты в прошлом -- идиоты и двоечники. Это не совсем так. Я, например учился в спецшколе с английским уклоном. Папа очень хотел, чтобы я занимался спортом, и я занимался боксом. Меня называли высокоодаренным мальчиком.

-- Слушай, а как вообще возник в твоей судьбе ГИТИС?

-- До армии я поступал сразу в несколько институтов, но там не было военных кафедр. И в армию я ушел из города Ярославля.

-- Хотел служить?

-- (Смеется.) У меня была долгая и странная история с армией: и в питерской учебке побывал, и в штрафбате.

-- Ого! А за что?

-- Видишь мои руки?

-- Ну, не самые крупные руки, должна сказать. И что же ты ими сделал?

-- Руки некрупные, но бойцовские.

-- Настолько вспыльчив?

-- Настолько-настолько... А в ГИТИС я поступил через две недели после возвращения из армии.

-- Скажи честно, не очень любишь интеллигентов?

-- Мой второй тесть...

-- Второй? А их вообще много было?

-- (После некоторых воспоминаний.) Много.

-- Так вы распущенный человек, Бочкин!

-- Да?... Ну ладно. Так про тестя. Вот он был интеллигентом, потому что большей чистоты и праведности я не помню. Но ты правильно почувствовала: интеллигенты чистой воды меня раздражают. Я не люблю замысловатости, когда, как в шахматах, продумывают все на 12 ходов вперед. Они, наверное, умеют делать то, чего не умеем делать мы. Когда говорю "мы", имею в виду и себя в том числе. И мерило у них другое.

"Я ВЕСЬ ОПЕРИРОВАННЫЙ, ШИТЫЙ-ПЕРЕШИТЫЙ"

-- У тебя есть друзья среди артистов?

-- Я же говорил: у меня друзья только врачи или менты. Дружба -- это очень серьезно. Киплинг писал, что друг -- это человек, на которого ты имеешь право. У меня вот недавно умер друг... Чекист, 44 года. Красавец был неимоверный. Бабы -- они ведь приходят и уходят. А друг -- на всю жизнь. Я люблю пообщаться, посидеть с другом, выпить, прокатиться.

-- Опять же -- к бабам...

-- Ну не обязательно! Можно на охоту. У меня много друзей врачей: я же весь оперированный, шитый-перешитый. Женщины приходят в театр, потому что они жены-шмоны... А менты приходят в театр, потому что я, во-первых, их брата переиграл миллион, а во-вторых потому, что я просто их люблю. И бандиты сейчас, кстати, тоже другие. Раньше можно было сказать: "На счет два поверни голову", они поворачивали -- и все ясно. А сейчас посмотри какие красавцы стали. У меня три года назад украли машину -- 1 апреля! (Таинственно.) Про-сы-па-юсь...

-- "Шутка!"

-- Ты уже поняла, да? На стоянку не поставил. А ко мне друг приехал из Минска, думаю: "Все, Паша пошутил". Он был председателем банка. Я говорю: "Пашунь, ты кончай. Это же серьезный вопрос. Где?!" Оказалось, нет. Но потом вернули.

-- После "ЧП районного масштаба" тебя все стали узнавать на улице. Нравилось тогда быть "великим"?

-- Я уже был старшиной танковой роты и вернулся с орденом. Так что, честно говоря, крыша не ехала от популярности.

"ПЛАЧУ, КОГДА УМИРАЮТ ДРУЗЬЯ"

-- У тебя было несколько браков. Дети есть?

-- Дочь. Красавица. Она живет в Барселоне.

-- Общаетесь?

-- Дочь забрали и увезли, когда ей не было года. Теща пишет мне письма в театр. Когда разводились, я так гулял... Сейчас у меня замечательная жена. 26 января я попал в аварию, вылетел через стекло автомобиля и все думали, что сдохну. А Светка взяла все в свои руки и вытащила меня. Для артиста ведь страшно, когда он ничего не может делать.

-- Что еще для тебя страшно?

-- Плачу, когда друзья умирают. И еще страшно, когда ты никому не нужен. В "Доме" Абрамова (я играю в этом спектакле) есть слова о том, что человек обязательно должен носить в душе что-то светлое, что-то для каждого из нас должно быть святым. Очень многое в мире убеждает меня, что ОН есть. И только благодаря этому 26 января я не сдох. Это абсолютно точно.

-- Что главное в жизни?

-- Не предавать.