1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (452) за 21.10.99

ЗАКОНОВ БОЯТЬСЯ -- В ПАРЛАМЕНТ НЕ ХОДИТЬ

-- Леонид Данилович, вот уже почти год, как вы впервые высказались в пользу проведения всеукраинского референдума о целесообразности существования депутатской неприкосновенности. Вы мотивировали необходимость отмены иммунитета желанием очистить власть всех уровней от криминалитета. Большинство депутатов той же Верховной Рады восприняло вашу инициативу “в штыки”: ответом стало принятие Радой в июне этого года законопроекта о фактическом возвращении неприкосновенности депутатам местных уровней… Какова ваша нынешняя оценка ситуации?


-- Сегодня я еще больше, чем год назад, убежден в правильности моей позиции. Во время тотального наступления государства на криминалитет местные cоветы зачастую стали выполнять роль так называемой "крыши". Причем как для отдельных махинаторов и местечковых "крестных отцов", так и для региональных преступных сообществ! Это -- подрыв государственных устоев изнутри.

Что видит порой гражданин? Криминальный "авторитет", чья кличка у всех на устах в каком-нибудь райцентре, обретя депутатский мандат и с ним – неприкосновенность, кроит местный бюджет, вершит делами района, указывает правоохранительным органам. А последние не имеют возможности защитить граждан от произвола! Наиболее в этом плане был показателен Крым, где преступные, часто бандитские, группировки контролировали горсоветы и райсоветы, были представлены даже в Верховном Совете АРК. Как только депутаты Верховной Рады прежнего созыва лишили иммунитета своих коллег на местах, МВД, СБУ и прокуратура разогнали криминалитет региона. Сегодня мы видим -- экономика полуострова встает с колен, перестала работать на воровские "общаки", разительно возросли поступления в бюджет. Вал уличной преступности также пошел на спад -- в этом смогло убедиться население полуострова.

-- Леонид Данилович, а не будет ли так, что лишение депутатов статуса неприкосновенности окажется выгодным прежде всего представителям исполнительной власти на местах? Не ждут ли они удобного случая, чтобы "зажать" законодателей, расправиться с неугодными…?

-- Подобными страшилками оперируют мои оппоненты. Причем вопреки логике. Честному депутату нечего бояться закона, преследований со стороны тех же правоохранительных органов: нынешние прокуратура, милиция -- не НКВД, на дворе -- не 37-й год. Именно равенство всех перед законом поможет депутатскому корпусу противостоять коррумпированным чиновникам от исполнительной власти. Практика показала: те Советы, где было засилье криминалитета, прикрывающегося депутатскими мандатами, зачастую отлично ладили с коррупционерами в органах исполнительной власти на местах. Какая уж тут работа на благо народа!

И еще аргумент. Депутатский корпус в Украине насчитывает около 230 тысяч человек. Послушаешь поборников депутатского иммунитета -- всем им не миновать расправы. Неужто у нас 230 тысяч преступников при власти? Да какой же репрессивный аппарат должен существовать в государстве, чтобы воплотить такие мрачные прогнозы! Дело в ином. Подавляющее большинство депутатов -- люди честные, с жизненным опытом и гражданской позицией. Но, допустим, завелась паршивая овца, путем манипуляций общественным мнением получил-таки мандат соискатель, чуждый законопослушания. Так ведь сами же коллеги горе-депутата должны быть первыми заинтересованы в очищении своих рядов от подобных личностей.

-- Ваши политические противники заявляют, что полная отмена депутатской неприкосновенности противоречит основополагающим статьям Конституции, и лично вы нарушаете Основной Закон, предложив вынесение этого вопроса на всенародный референдум…

-- Такие утверждения отдают лукавством, если не сказать -- цинизмом. Во-первых, именно в соответствии с Конституцией я как Президент имею законное право подписать Указ о проведении Всеукраинского референдума. А вопрос этот для общества настолько наболевший, что инициатива идет, так сказать, снизу, из регионов, от партий и простых граждан. Я ставлю этот вопрос, исходя из настроений в обществе.
Ни в одной цивилизованной стране мира не существует конституционной нормы, препятствующей, допустим, задержанию депутата, застигнутого на месте совершенного им преступления. А вот статья 80 Конституции Украины гласит, что даже в этом случае для привлечения народного депутата к уголовной ответственности необходимо согласие Верховной Рады. В развитых странах подобной проблемы не существует. В той же Германии полиция может арестовать депутата, как говорится, по "горячим следам". В ряде стран законодателей нельзя задерживать только в период сессионного заседания. В Великобритании, чтобы отдать под следствие парламентария, достаточно решения лишь председателя Палаты общины. И только в Украине возможности избежания наказания для депутатского корпуса столь безмерны. Также замечу, что депутатская неприкосновенность в существующем варианте противоречит закрепленному в Конституции принципу равенства всех граждан в своих правах… Процитирую по памяти третью часть 80-й статьи: "Народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы". Это, собственно, и позволило некоторым криминальным личностям длительное время эксплуатировать доверие избирателей, нанося экономике Украины, а также имиджу государства огромный ущерб.

Приводилась статистика: только с 1990 по 1994 год в более чем 900 случаях депутаты обвинялись в совершении преступлений. Из них считанные единицы оказались под следствием, так как соответствующие Советы не давали согласия на привлечение коллег к ответственности. Интересно, что более чем три четверти случаев были связаны с обвинением депутатов в преступлениях корыстного характера: хищение госимущества, злоупотребление служебным положением, должностные подлоги. Еще пример: на десять депутатов - выходцев из номенклатуры, обвинявшихся в преступлениях, приходился только один депутат "от станка" или представитель интеллигенции. В 1995 -- 1998 годах число депутатов местных советов, в отношении которых имеются данные, что они совершили преступления, увеличивалось темпами, которые не могут не тревожить -- в среднем на 250 за год. Не удивительно, что среди населения сторонников референдума становится все больше. Граждане почувствовали опасность, исходящую от бесконтрольности депутатского корпуса.

-- Противниками отмены депутатской неприкосновенности выступают и коммунисты, претендующие на роль защитников всех обиженных.

-- И это глубоко симптоматично. Для левых шум по поводу защиты депутатов -- лишь повод для нагнетания антипрезидентской истерии в обществе, дестабилизации ситуации. Им выгодно нагнетание страстей в обществе методами и приемами, граничащими с законными, а сохранение депутатской неприкосновенности в ее, простите, первобытном виде помогает им избегать персональной ответственности за провоцирование социального конфликта.

Некоторые депутаты, особенно из числа тех, кто сейчас зарегистрирован кандидатом на президентский пост, критикуют Президента за недостаточно жесткое, по их мнению, давление на криминалитет. И сами же создают условия неприкасаемости представителям этого криминалитета, заполучившим депутатский значок. Отстаивая депутатскую неприкосновенность в ее нынешнем объеме и, тем самым, по сути, поощряя преступников, народные избранники сами становятся заложниками криминалитета.
Не исполнительная власть, а именно нерешительность законодателей в этом вопросе подрывает авторитет института советов, да и самих депутатов Верховной Рады, в глазах избирателей. И если идея всеукраинского референдума получит поддержку в обществе, то я, как гарант Конституции, сделаю все, чтобы воля народа была реализована.