1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (452) за 21.10.99

СВЕТЛАНА ТОМА: "НЕТ НИКОГО СКУЧНЕЕ ДОМОХОЗЯЙКИ"

Кто не помнит героиню кинофильма Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо" ослепительную Раду? После всесозной премьеры "Табора" скромная студентка нетеатрального ВУЗа проснулась знаменитой. Звали студентку Светлана Фомичева. Зритель ее узнал как Светлану Тома.

...Сегодня она так же ослепительно хороша: маленькая, хрупкая, с короткой стрижкой, огромные глаза, минимум косметики -- словом, настоящая европейская женщина. Только прошло ...цать лет и подросла ее дочь Ирина, которая тоже стала актрисой. В Киев Светлана приезжала всего на несколько дней, как гостья кинофестиваля "Стожары", а Ирина Лачина была приглашена представить в конкурс свою новую роль (фильм польских кинематографистов "У Христа за пазухой").

"БОЖЕ МОЙ, ТАМ ЖЕ КЛОАКА!"

-- Света, артисткой вы стали в сущности случайно: все помнят легендарную историю о том, как однажды на улице красавицу-студентку повстречал ассистент режиссера Михаил Бадикяну и пригласил на пробы в фильме Эмиля Лотяну "Красные поляны", потом был "Табор...". Никогда не жалели, что судьба повернула именно так?


-- Конечно, нет. Профессия замечательная. Конечно, она коварная. В ней есть много отрицательного. Но это преодолимо, если в человеке есть стержень -- чувство собственного достоинства, уважение к себе. Это то, что закладывается генетически. А относительно "легенды" о том, как я попала в кино -- так это абсолютная правда. Между прочим, тогда на пробы я пришла с одной из своих тетушек, которая охала и причитала: "Боже мой, там же клоака!".

-- Но ведь существует же твердое обывательское убеждение, что актеры -- это люди, которые много пьют и гуляют...

-- Существует! И оно, скажем так, небезосновательно...

-- Разве больше, чем врачи или сантехники?

-- Может и не больше, но мы же всегда на виду. И об этом, с моей точки зрения, надо всегда помнить. По нашим поступкам судят о наших коллегах. Для меня этот момент очень важен.

-- А вы не возражали, когда ваша дочь решила стать актрисой?

-- Во-первых, она приняла это решение абсолютно сознательно, потому что у девочки, которая закончила школу с медалью, были и другие возможности. Но она год просто работала, раздумывала, а потом все-таки настояла и пошла поступать в Щукинское.

-- Света, сейчас очень многие актеры, и российские в том числе, сидят без работы. Как вы лично это переживаете?

-- Знаете, у меня несколько лет назад, когда была вся эта разруха, случилось так, что я сидела с внучкой 4 года дома.

-- Вы -- героическая женщина. С вашей профессией отказаться от работы и сидеть 4 года с маленьким ребенком -- почти подвиг.

-- А как же? Ребята учились в институте -- кто бы им помог? Не бросить же, в самом деле... В тот момент я считала это нужным. Всегда бывают ситуации, когда нужно решать, что важнее.

"ЭГОИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗНОЦВЕТЕН И РАЗНООБРАЗЕН"

-- Света, а правда, что к внукам иное отношение, чем в свое время было к детям?

-- Когда мы рожаем в 20 лет, зачастую бываем психологически не готовы осознать всю меру ответственности. Так что всему свое время. А потом, с годами, ты детям становишься не нужен...

-- Нужен, но, наверное, не так как раньше. И это естественно...

-- Да, но ведь хочется быть нужным! Эгоизм человеческий -- разноцветен и разнообразен. Любовь к внукам -- это ведь тоже своего рода эгоизм бабушек и дедушек: "Хочу быть нужен". И именно этим маленьким существам мы нужны на все сто!

(К столику походит очаровательная девушка. Обмениваемся приветствиями.)

Это моя дочь Ирина. Завтра она улетает в Париж на премьеру своего фильма. Она очень талантливая девочка и говорю я это не потому, что она моя дочь -- так оно и есть, поверьте.

-- Светлана, но теперь то у вас есть возможность работать.

-- А я и работаю. И притом много. Играю в антрепризе Анатолия Воропаева "Французкая мелодия". Мы, кстати, в прошлом году были с этим спектаклем в Киеве. Есть у меня и концертная программа "Ретро", в ней я пою песни из фильмов. Недавно снялась у Николая Лебедева в фильме "Поклонник".

-- Однако, работы в кино -- немного. Скучаете по съемочной площадке?

-- Я скучаю по кино, но... кино не скучает по мне. Думаю, по причине достаточно простой: мой тип и фактура (даже не столько внешняяя, сколько "фактура души") на сегодняшний день не востребованы. Сегодня нет романтического и поэтического кино, а, значит, нет ниши и для меня. Хотя, уверена, что очень скоро это понадобится опять: ХХI век -- будет веком романтизма.

"БЫЛО МНОГО ДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ, НО Я ТАК И НЕ СМОГЛА СВЯЗАТЬ С НИМИ ЖИЗНЬ"

-- Светлана, простите за не очень корректный вопрос, но все же.. Ваш муж, сокурсник по Кишиневскому институту искусств, очень рано погиб (Ирине не было года) и вы одна воспитывали дочь. Есть какая-то особенность в жизни двух женщин без мужчины?

-- Иру воспитывал мой папа, которого она так и называла долгое время. Когда подросла и поняла, что папа -- это дедушка, то была ему вдвойне благодарна. И должна вам сказать, что у мужа Иры, к счастью, отношение к дому, семье и детям такое же, как и у моего отца.

-- А девочки часто подсознательно ищут мужей, похожих на отца... Светлана, но я не сомневаюсь, что за все эти годы у вас была возможность не раз выйти замуж.

-- Конечно, было много достойных людей, но так сложились обстоятельства, что я ни с кем из них не смогла связать свою жизнь. Вообще, что касается окружения, я думаю, что в жизни мне повезло. Рядом были не просто хорошие и порядочные люди, но и талантливые. Жаловаться не могу. Знаете, о чем часто думаю? Нельзя быть старухой из "Сказки о рыбаке и рыбке": нельзя хотеть все больше и больше, потому что в итоге можно лишиться всего.

-- А вы не жадный человек в этом плане?

-- Нет-нет! Что судьба дает, то и замечательно, и незаслуженно-прекрасно. Например, встреча с Эмилем Лотяну, который дал мне профессию, имя.

-- Вы и сейчас общаетесь?

-- Разумеется. Мы до сих пор дружны и только что были вместе на кинофестивале Рустама Ибрагимбекова "Евразия". Эмиль подарил мне популярность, возможность увидеть мир (с "Табором" объездила более 40 стран). И это в те годы, когда практически все были невыездными. Так что судьба ко мне благосклонна: прекрасная профессия, прекрасная дочь. Жизнь недавно подарила мне человека, с которым мы теперь вместе...

"МУЖЧИНЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ЖЕНА ВСЕГДА БЫЛА ДОМА И ПОДАВАЛА ТАПОЧКИ"

-- Как он воспринимает специфику вашей профессии?

-- Понимаете, актерская профессия действительно связана с вечными поездками, гастролями. А любому мужчине хочется, чтобы женщина ждала дома и подавала теплые тапочки.

-- Сегодня вы уже готовы их подавать?

-- Нет, вы знаете, меня уже не переделать. И мой спутник это понимает. Хотя ему тяжело и он очень нервничает, когда я уезжаю -- не любит оставаться один. Но на сегодняшний день я не готова уйти из профессии. Мне хочется работать, потому что никого скучнее домохозяйки быть не может. Это самая неблагодарная роль.

-- Светлана, с годами даже экспрессивные люди перестают чувствовать и счастье, и несчастье так же остро, как в юности...

-- Сразу скажу, что это не обо мне. Я думаю, что возраст здесь совершенно ни при чем. Вот я несколько лет с человеком, о котором вам только что говорила. Но я бы никогда не была с ним, если бы не полюбила безумно. Самое страшное -- перестать чувствовать. Потому что жизнь без любви становится ненастоящей. И сегодня я снова так же остро чувствую жизнь, как когда-то.

-- Ну и пусть так будет еще тысячу лет.

-- (На выдохе.) Спасибо!