1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (452) за 21.10.99

ЮРИЙ ЭНТИН: "КРИК ДУШИ ВОДЯНОГО БЫЛ НАЗВАН ЦЕНЗУРОЙ "ПЕСНЕЙ ДИССИДЕНТА"

Еще вчера забавные песни строгого учителя истории Юрия Энтина знал каждый: от непоседы-первоклашки до седого профессора-мудреца. Еще бы, ведь именно его перу принадлежат стихи к всенародно любимым мультфильмам: "Бременские музыканты", "Антошка", "Голубой щенок", "Ну, погоди!" ("Расскажи, снегурочка, где была?"), "Летучий корабль", к кинофильмам: "Гостья из будущего" ("Прекрасное далеко"), "Ох, уж эта Настя", "Приключения электроника" ("Крылатые качели"), "Катерок" ("Чунга-чанга") и множество других. Сегодня их тоже помнят и любят, но скорее взрослые, чем малыши. На пороге ХХІ века дети поют иные песни… И даже не подозревают о том, что замечательный поэт Юрий Энтин по-прежнему пишет для них стихи.

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ИЗ ЭНТИНА НЕ ВЫШЛО


Юрий Энтин
То, что кучерявый москвич Юра Энтин принадлежит к разряду неутомимых творческих личностей, было понятно еще со школы. Ни один капустник или выпуск стенгазеты не обходился без его активного участия. Кто, как не он, умел в рифму и смешно придумать подпись к карикатуре или написать любовное послание в стихах девчонке из параллельного класса. В институте литературное баловство Энтин-студент и не думал прекращать, хотя, казалось, сам вуз должен был располагать к серьезности, ведь учился Юра на преподавателя истории. Впрочем, педагога из него так и не получилось.

"Я понял, что не могу по нескольку раз в день повторять одно и тоже. И кроме того, во мне проснулась неслыханная строгость: меня ужасно раздражало непослушание на уроках. Словом, не выдержав всех "прелестей" педагогики, я отправился творить карьеру на литредакторском поприще."

Важный поворот судьбы, после которого имя Юрия Энтина стало известно всей огромной державе, случился с ним на 33-м году жизни. К тому времени, окончив московский полиграфический институт, он работал заведующим редакцией одной из столичных газет. Именно тогда на творческом вечере Энтин прочел свои пародии на всех присутствующих поэтов. Смешные четверостишия имели огромный успех, и в тот же вечер их автора познакомили с известным композитором Геннадием Гладковым.

"Вскоре Гладков пригласил меня написать песни к мультфильму "Четверо с одного двора". Вообще-то стихи другого поэта давным-давно были готовы, но режиссер Инесса Ковалевская ни за что не желала их принимать. Я согласился попробовать даже без упоминания моей фамилии в титрах. И знаете, получилось! После удачного выхода на экран этой работы Ковалевская поведала мне о своей заветной мечте – снять 20-минутный музыкальный фильм, состоящий из одних песен. Я сразу же дал ответ -- "Бременские музыканты"!

ОТ ХОХОТА СИМОНОВ СВАЛИЛСЯ СО СТУЛА

Впрочем, мультипликация была всего лишь частью его творческого диапазона. Одним из "вторых", кто обратил внимание на Юрия Энтина, был режиссер Марк Захаров, пригласивший его вместе с Гладковым в московский Театр сатиры для работы над спектаклем "Чудак-человек". "Постановка оказалась на редкость смешной. Я даже горжусь тем, что от одной из моих песен в театре Константин Симонов так хохотал, что выронил трубку, нагнулся за ней и сам свалился со стула…"

В семьдесят третьем Юрия Энтина впервые пригласили в кино. Его первая работа приобрела сногсшибательную популярность, это была песня "Вжик-вжик, кто на новенького?" из фильма "Достояние республики". Кстати, впоследствии строгая цензура запретила ее где-либо печатать, предъявив автору обвинение в… пропаганде алкоголизма! Слова: "Шпаги звон, как звон бокалов, с детства мне ласкает слух" – тут же были признаны "развращающими неокрепшие умы". И тем не менее на поэта обрушилось признание. "Меня стали повсюду приглашать. Я написал несколько пьес, облетевших весь Советский Союз. Однако самой популярной оказалась "Трубадур и его друзья". Она обошла все театры страны, но особенно удачной была постановка в Ленинграде, во время которой Трубадур -- юный Михаил Боярский, познакомился со своей будущей женой Ларисой Лупиан, исполнившей роль принцессы. Удивительно, но факт: этот спектакль шел в ста театрах страны, и практически все, кто играл в нем Трубадура и принцессу, вскоре поженились!"

МАРАЗМЫ ЭПОХИ

И тем не менее жанру детской песни Энтин не изменял никогда. "Как проходил процесс работы над сценарием? Всегда одинаково и в тоже время по-разному. Помнится, читаю сценарий мультфильма "Летучий корабль": "Главный герой печник Ваня идет по лесу и встречает Водяного. Звучит песня Водяного". Я интересуюсь: о чем же он поет, и вообще, какой у него характер? Мне отвечают: "Это и есть ваша задача – придумать ему характер". Тогда и родились слова: "Я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной. Внутри меня водица, ну что с таким водиться…" Потом печник Ваня встретил Бабу Ягу, для которой я придумал другую смешную песню: "Меня вы знаете так слабо, во мне вы видите врага. А я, во-первых, просто баба и только, во-вторых, Яга". Когда песня уже была готова, режиссеру стукнуло в голову сделать общежитие из тринадцати Бабок Ежек. Я долго с ним ругался, однако стихи пришлось переписать. Помните: "Я была навеселе, прокатилась на метле, хоть сама не верю я в эти суеверия…"?

В то время в практике Энтина не было ни единого мультфильма, к которому цензура осталась бы равнодушной. Например, поэтический крик души Водяного главный редактор журнала "Советский композитор" назвал песней диссидента. Тогда же над Юрием Энтиным был учинен товарищеский суд, на котором поэта спросили, какая из двух песен для него дороже -- "Крылатые качели" или "ария" Водяного?" Автор, не раздумывая, выбрал последнюю, ведь по стилю и стихам она могла принадлежать только ему. В результате "разборок" "товарищи" постановили: нигде эту "диссидентщину" не печатать, потому что слова "эх, жизнь моя – жестянка, да ну ее в болото. Живу я, как поганка, а мне лететь охота" способны развратить детей.

Нападкам критиканов подвергались и другие, на первый взгляд, безобидные творения. Например, пластинки с песнями: "Чунга-чанга" и "Лесной олень" в свое время в срочном порядке были изъяты из продажи за то, что их спела эмигрантка, предательница родины – певица Давидищева.

Кроме, очевидных маразмов эпохи, приходилось сталкиваться и с другими трудностями, к примеру, творческими разногласиями с отцами картин. "Споры с режиссерами случались довольно часто. Как-то Юрий Победоносцев дал мне прочесть сценарий фильма "Ох, уж эта Настя", в котором главная героиня, живя в мире собственных фантазий, гуляет по городу вдвоем с пантерой. Я сразу понял, что про пантеру песни не напишу, не песенная она какая-то. Долго думал, как быть, и за три дня до сдачи текста, случайно прочел в "Литературной газете" заметку о том, что в далекий город Иркутск ворвался олень. Он летел по заснеженным улицам, пробил рогами витрину магазина "Березка", продырявил несколько норковых шуб и удрал! На меня эта информация произвела сильнейшее впечатление, и где-то за полчаса я написал песню "Вернись, лесной олень". Однако режиссер категорически возражал против изменений в сценарии и настаивал на пантере. Я сказал: "До свидания" -- и ушел. Победоносцев догнал меня на лестничной клетке, попросил время подумать, и в конце концов решил остановиться на олене".

ЛЮБОВЬ -- ЭТО "НОЧЬ"?

Успех сопровождал Юрия Энтина до самого начала перестройки, после которой детская песня умерла. Произошло это, по мнению поэта, по причине исчезновения трех китов: студии "Союзмультфильм", кино и хоровых коллективов. Вместо нее появился детский шоу-бизнес, созданный в программе "Утренняя звезда" Юрием Николаевым.

"В этой программе маленькие женщины и маленькие мужчины поют, за малым исключением, взрослые песни о сексе, не понимая, о чем идет речь. По-моему, такое "творчество" просто опасно, ведь информация закладывается в подсознание ребенка. Он начинает думать, что ночь – есть любовь, потому что сейчас нет песни о любви, в которой бы не упоминалось слово "ночь". В программе "Утренняя звезда" "ночь" остается самым популярным понятием. Даже Кобзон недавно спел песню "Шальная, безумная ночь", и все дети ему подпевали. Если меня теперь попросят сочинить стихи о первой любви, я даже не знаю, о чем написать. Меня просто не поймут и не станут слушать".

Впрочем, утверждать, что Юрий Энтин нынче не пишет детских песен, означало бы попросту соврать. Ведь совсем недавно он закончил работу над текстами песен к новой серии мультфильма-именинника "Бременские музыканты" (в этом году ему стукнуло тридцать). Во второй серии герои останутся те же, только несколько повзрослевшие. Ах, да, прибавится еще одно действующее лицо -- сын Трубадура и принцессы, отчаянный юноша с прекрасным музыкальным слухом. Озвучивать героев новой картины будет воистину звездный состав: начиная от атаманши – Надежды Бабкиной, создавшей в мультфильме вместе с разбойниками акционерное общество "Бяки-буки", до Трубадура- старшего в бородатом лице Филиппа Киркорова.

Юрий Энтин всегда мечтал о том, чтобы песни не обслуживали сценарий, а поднимали его на новую, высшую ступеньку. И это ему всегда удавалось. Вместе с песней поэта в нарисованный образ героя всегда проникала добрая и загадочная душа.