1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №198 (453) за 22.10.99

БУДЕТ ЛИ АРМИЯ ПОД "КОЛПАКОМ"?

До конца нынешнего года народные избранники намерены взять армию под парламентский колпак. Об этом свидетельствует законопроект "О гражданском контроле над военной организацией Украины", который уже дожидается своего часа в недрах Комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне.


Представители некоторых правых партий называют этот документ "политическим маневром левых накануне президентских выборов". Например, член фракции "Реформы-центр" Роман Зварич говорит: "Называть Вооруженные Силы "Военной организацией" можно лишь в военное время. Но в таком случае теряется смысл гражданского, а значит и парламентского контроля над армией: не будут же депутаты учить генералов "правильно воевать". С другой стороны, в юридической практике нет такого понятия как "Военная организация".

Тем не менее несмотря на различие во взглядах, как левые, так и правые ратуют за скорейшее принятие этого законопроекта и усиление контроля над оборонной сферой. У нас пока что отношения между военными и гражданскими складываются нормально: войска ни разу не становились заложниками межпартийных интриг. А конфликтовавшие с правительством и Президентом генералы мирно уходили в отставку.

Но интересен такой факт: согласно недавним опросам, некоторые наши военные положительно отнеслись к военному перевороту в Исламабаде и приходу к власти генерала Первеса Мушарафа. "Чтобы подобного никогда не произошло в Украине, гражданские должны иметь определенный контроль над армией",-- такова позиция большей части депутатского корпуса. К тому же, этого требует и натовская Хартия, подписанная Украиной на мадридском саммите. Как известно, в странах НАТО оборонные ведомства состоят из двух частей: гражданско-административного и, подчиненного ему, военно-стратегического.

Однако даже после появления на свет "военного" закона, усилить контроль над Вооруженными Силами парламентариям будет непросто. Во-первых, в армии еще живет взращенная на семидесятилетних традициях идея милитаризованного общества. Намерения некоторых депутатов лично осмотреть ту или иную воинскую часть "большие звезды" сегодня расценивают либо как попытку показать непрофессионализм армии, либо как недоверие к военному истеблишменту со стороны законодательного органа. Более того, многие командиры опасаются, что парламентские "контролеры" не только втянут военнослужащих в политические баталии, но и будут разглашать военные секреты. А посему минобороновцы склонны больше доверять Верховному Главнокомандующему, нежели Верховной Раде.

Во-вторых, мы пока не можем похвастаться изобилием опытных гражданских экспертов по национальной обороне, которые могли бы наладить необходимый контроль и помочь генералам избавиться от "жизни по казарменным меркам". В третьих, армия не имеет гражданского министра обороны. Пять лет назад Украина пыталась дотянуться до натовских стандартов, назначив на этот пост "невоенного" Валерия Шмарова (который был ведущим специалистом в области ВПК). Однако верховенство в армии гражданского лица стало невозможным, в первую очередь, из-за его психологической несовместимости с "неуправляемыми генералами". Возмутившись досрочной отставкой начальника Генштаба генерал-полковника Анатолия Лопаты, большие армейские чины сделали все возможное, чтобы министром обороны опять стал военный. Но, по мнению экспертов, без принятия законопроекта о контроле над военными вряд ли удастся успешно решить проблему реформирования Вооруженных Сил, которые должны быть более мобильными и менее дорогостоящими для нашего общества.