Выпуск газеты Сегодня №198 (453) за 22.10.99
"ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕТЬ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, ЕСЛИ ОНИ ЖИВУТ В РОССИИ И УКРАИНЕ"
-- То, что вы вели передачу "Утренняя почта", помнят уже немногие, но "Утреннюю звезду" любят уже несколько поколений зрителей, и среди них -- мои дочери, старшая и младшая.
-- А их мама?
-- Естественно, мы смотрели их вместе. За эти годы, наверное, программа изменилась?
Абсолютно осознанно вне конкурса я включаю в программу классику, причем самую разнообразную -- как вставные номера. Для меня важно, чтобы тинейджеры и маленькие зрители, пришедшие послушать "попсу", как бы "столкнулись" с другой музыкой. Помню первую реакцию зала -- у меня очень активная и доброжелательная публика -- тут нет смысла "подкладывать" аплодисменты. Услышав живую настоящую музыку, зал просто взорвался овацией. Хотя технологически сложно записывать академическую музыку, мы на это идем.
-- Это единственная ваша программа на ТV?
В позапрошлом году я сделал новую, и на мой взгляд, очень интересную программу -- Национальную детскую премию "Призвание", но в силу взаимоотношений с ОРТ она вышла всего один раз, надеюсь, мы к ней еще вернемся. В премии было около девяти номинаций: "лучший пианист года", скрипач, виолончелист, художник, поэт. Никогда в жизни я не говорю детям: "ты -- лучше, а ты -- хуже", я собрал цвет нации в жюри и мы максимально приближались к объективности, если таковая вообще существует в искусстве. Победители получали по $1000, и не "потом получишь", а конкретно, в конверте. Акция дорогостоящая: нужно было поехать в Новосибирск, на Сахалин, мы полгода потратили только на сбор информации, всем оплатили проезд и проживание.
-- Влияет ли на ваш отбор участников программы "Утренняя звезда" их финансовое положение? Ходят слухи, что без денег в финал пробиться нельзя.
-- Абсолютно нет. Никогда такого не было с 1991 года по сегодняшний день. У нас есть спонсорская поддержка. Обычно я на этот вопрос не отвечаю, но поскольку мы в Украине, вам я говорю об этом и отвечаю за свои слова.
Я производитель программы, ее автор. Все, что выходит на телеэкран, снято за мои деньги. На первую передачу я взял деньги в кредит в Санкт-Петербурге, арендовал театр, свет, звук, все, что нужно. Конечно, рисковал, но в течение шести месяцев я вернул кредит. Тогда, правда, можно было рекламировать спонсоров -- я шел на бартер, экономил очень сильно. Но рейтинг передачи был очень высок. Затем ОРТ монополизировало рекламу, и если вы увидите чипсы или прокладки -- я к этому отношения не имею. Одна минута рекламного времени стоит $39 000, за 7 минут ОРТ имеет... а мне -- ни копейки. Логично было бы, чтобы цена за программу зависела от рейтинга, а этого не происходит. То же самое -- со спонсорством. Например, я говорю: "Спасибо Фонду "Злагода", это звучит 7 секунд, и я должен их оплатить. То есть, сейчас мне выгоднее самому купить подарок ребенку -- плеер или радиоприемник. Я не вхожу в штат телеканала, как ведущему мне не платят, но ОРТ заинтересовано в программе, у нас договор.
-- Руководство может каким-то образом влиять на концепцию передачи, ее политическую ориентацию?
Это -- моя программа, от идеи до ее воплощения, мне принадлежит авторское право на нее, и у меня своя цензура и редактирование. Я считаю, что дети не должны петь на английском языке, если они живут в России или Украине. Например, хореографические номера предпочитают ставить под иностранную музыку. Была одна композиция под Стинга -- в песне он поет, что заливает свою любовь в ближайшем пабе, а танцуют дети... Точно также я не понимаю, почему маленькие артисты выходят на сцену со взрослым макияжем: мои помощники берут их за руку и ведут к ближайшему умывальнику. Мне важно видеть чистое детское лицо.
На съемочной площадке не нужна дрессура, дело не в чистой интонации -- важна живая реакция, глаза и желание ребенка что-то сделать. На последней съемке у нас было 600 детей из 43 городов, за 10 дней сняли передачи где-то на 2-3 месяца. Через сателлиты "Утреннюю звезду" можно смотреть в Австралии, на Кипре, в Штатах ее просто записывают на кассеты и продают.
-- Юрий Алексеевич, "дети и шоу-бизнес" -- это очень серьезно. Юные артисты живут взрослой жизнью, выдерживая колоссальные нагрузки и конкуренцию. Как, по-вашему, это на пользу дарованию, которое может не вырасти в гения?
-- Классические музыканты -- это профессионалы, они работают по несколько часов в день. Что касается моих конкурсантов -- это самодеятельность. Я считаю, что им это только на пользу, ведь они никак не связаны с шоу-бизнесом. Хотя многих способных детей после участия в "Утренней звезде" начинали "расхватывать" другие программы, родители выпускали их записи. Бывали случаи -- не хочу называть, когда у ребенка "ехала крыша", он начинал думать, что он лучше всех, и все этим заканчивалось. Но ведь есть и другие примеры. Это зависит прежде всего от родителей и от воспитателей, с которыми подчас я не могу найти общего языка, потому что они уверены, что их ребенок гениален. И еще одно: может быть, я ошибаюсь, но по-моему лучше, если человек поймет, что не станет великим исполнителем в 10 лет, чем если это произойдет в 40, когда жизнь проходит...
Самый яркий пример -- Робертино Лоретти. Сколько ему было, когда он стал мировой супер-звездой? Мы встречались с ним в прошлом году: это великолепный собеседник, очень глубокий и простой человек.
-- Что дает вам общение с детьми?
-- Во-первых, я работаю с наслаждением. Любой телеведущий, выходя на аудиторию, отдает ей энергию. Все, что я делаю -- на 99% импровизация. Я работаю с детьми на равных: никакого сюсюканья, в зале -- 1700 человек плюс 220 миллионов. Что приобретаю? Наверное, радость неиспорченного общения. Очень часто мое мнение не совпадает с мнением жюри. Но есть вещи, которые я не нарушаю: участие никак не связано с финансами. Я никогда не афиширую этого, но в программе были и беженцы, и чернобыльцы с карбованцами, я оплатил им дорогу, и сироты, но говорить об этом на сцене -- это спекуляция.