1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №198 (453) за 22.10.99

"ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕТЬ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, ЕСЛИ ОНИ ЖИВУТ В РОССИИ И УКРАИНЕ"

В Киеве и Запорожье состоялся мини-фестиваль "Утренняя звезда-99", организованный благотворительным Фондом "Злагода". Бессменный автор и ведущий программы -- один из первых шоу-менов на телеэкране Юрий Николаев.

-- То, что вы вели передачу "Утренняя почта", помнят уже немногие, но "Утреннюю звезду" любят уже несколько поколений зрителей, и среди них -- мои дочери, старшая и младшая.

-- А их мама?

-- Естественно, мы смотрели их вместе. За эти годы, наверное, программа изменилась?

-- Я только в Украине, узнал, что она идет у вас по субботам. По каналу ОРТ она продолжает выходить в свое время, и (тьфу-тьфу-тьфу) с высоким рейтингом, чем мы очень гордимся. Если вспомнить 1991-й год -- участниками были москвичи и петербуржцы: если на начальном этапе я искал их по своим записным книжкам, то сейчас -- огромное количество детей присылают кассеты из провинции, и именно на нее я делаю основной акцент, потому что там много интересных исполнителей. За это время в передаче появился новый жанр, мы его называем фольклором, а проще говоря -- номинация "лучшее исполнение народной песни". Конечно, это все -- субъективно: как оценить татарское пение или украинское к примеру? Для меня очень важно, чтобы дети, которые приезжают из разных регионов, пели на языке своей родины. Однажды на сцену вышли девушки в очень красивых костюмах, и я спросил, где они их шили. Оказалось, что этим костюмам около 100 лет, и достались они юным певицам от прабабушек и они бережно хранятся в семьях.

Абсолютно осознанно вне конкурса я включаю в программу классику, причем самую разнообразную -- как вставные номера. Для меня важно, чтобы тинейджеры и маленькие зрители, пришедшие послушать "попсу", как бы "столкнулись" с другой музыкой. Помню первую реакцию зала -- у меня очень активная и доброжелательная публика -- тут нет смысла "подкладывать" аплодисменты. Услышав живую настоящую музыку, зал просто взорвался овацией. Хотя технологически сложно записывать академическую музыку, мы на это идем.

-- Это единственная ваша программа на ТV?

В позапрошлом году я сделал новую, и на мой взгляд, очень интересную программу -- Национальную детскую премию "Призвание", но в силу взаимоотношений с ОРТ она вышла всего один раз, надеюсь, мы к ней еще вернемся. В премии было около девяти номинаций: "лучший пианист года", скрипач, виолончелист, художник, поэт. Никогда в жизни я не говорю детям: "ты -- лучше, а ты -- хуже", я собрал цвет нации в жюри и мы максимально приближались к объективности, если таковая вообще существует в искусстве. Победители получали по $1000, и не "потом получишь", а конкретно, в конверте. Акция дорогостоящая: нужно было поехать в Новосибирск, на Сахалин, мы полгода потратили только на сбор информации, всем оплатили проезд и проживание.

-- Влияет ли на ваш отбор участников программы "Утренняя звезда" их финансовое положение? Ходят слухи, что без денег в финал пробиться нельзя.

-- Абсолютно нет. Никогда такого не было с 1991 года по сегодняшний день. У нас есть спонсорская поддержка. Обычно я на этот вопрос не отвечаю, но поскольку мы в Украине, вам я говорю об этом и отвечаю за свои слова.

Я производитель программы, ее автор. Все, что выходит на телеэкран, снято за мои деньги. На первую передачу я взял деньги в кредит в Санкт-Петербурге, арендовал театр, свет, звук, все, что нужно. Конечно, рисковал, но в течение шести месяцев я вернул кредит. Тогда, правда, можно было рекламировать спонсоров -- я шел на бартер, экономил очень сильно. Но рейтинг передачи был очень высок. Затем ОРТ монополизировало рекламу, и если вы увидите чипсы или прокладки -- я к этому отношения не имею. Одна минута рекламного времени стоит $39 000, за 7 минут ОРТ имеет... а мне -- ни копейки. Логично было бы, чтобы цена за программу зависела от рейтинга, а этого не происходит. То же самое -- со спонсорством. Например, я говорю: "Спасибо Фонду "Злагода", это звучит 7 секунд, и я должен их оплатить. То есть, сейчас мне выгоднее самому купить подарок ребенку -- плеер или радиоприемник. Я не вхожу в штат телеканала, как ведущему мне не платят, но ОРТ заинтересовано в программе, у нас договор.

-- Руководство может каким-то образом влиять на концепцию передачи, ее политическую ориентацию?

-- В творческом плане нет, но в силу последних событий -- уже влияет: я должен предоставлять список всех членов жюри, и мало того, исполняемых ими песен: что будет петь Иосиф Давидович, что будет петь Газманов. Я обычно отвечаю: "У вас есть список -- вы и спрашивайте", а я не собираюсь нарушать наши взаимоотношения, вмешиваясь в его творчество. То есть, внимательно отслеживаются слова "отечество", "Москва" etc,etc,etc... Хотя в нашем договоре это не указано. Моя программа никогда не была политической, в жюри я политиков не приглашаю: это -- известные исполнители, композиторы, актеры, обязательно присутствует хореограф.

Это -- моя программа, от идеи до ее воплощения, мне принадлежит авторское право на нее, и у меня своя цензура и редактирование. Я считаю, что дети не должны петь на английском языке, если они живут в России или Украине. Например, хореографические номера предпочитают ставить под иностранную музыку. Была одна композиция под Стинга -- в песне он поет, что заливает свою любовь в ближайшем пабе, а танцуют дети... Точно также я не понимаю, почему маленькие артисты выходят на сцену со взрослым макияжем: мои помощники берут их за руку и ведут к ближайшему умывальнику. Мне важно видеть чистое детское лицо.

На съемочной площадке не нужна дрессура, дело не в чистой интонации -- важна живая реакция, глаза и желание ребенка что-то сделать. На последней съемке у нас было 600 детей из 43 городов, за 10 дней сняли передачи где-то на 2-3 месяца. Через сателлиты "Утреннюю звезду" можно смотреть в Австралии, на Кипре, в Штатах ее просто записывают на кассеты и продают.

-- Юрий Алексеевич, "дети и шоу-бизнес" -- это очень серьезно. Юные артисты живут взрослой жизнью, выдерживая колоссальные нагрузки и конкуренцию. Как, по-вашему, это на пользу дарованию, которое может не вырасти в гения?

-- Классические музыканты -- это профессионалы, они работают по несколько часов в день. Что касается моих конкурсантов -- это самодеятельность. Я считаю, что им это только на пользу, ведь они никак не связаны с шоу-бизнесом. Хотя многих способных детей после участия в "Утренней звезде" начинали "расхватывать" другие программы, родители выпускали их записи. Бывали случаи -- не хочу называть, когда у ребенка "ехала крыша", он начинал думать, что он лучше всех, и все этим заканчивалось. Но ведь есть и другие примеры. Это зависит прежде всего от родителей и от воспитателей, с которыми подчас я не могу найти общего языка, потому что они уверены, что их ребенок гениален. И еще одно: может быть, я ошибаюсь, но по-моему лучше, если человек поймет, что не станет великим исполнителем в 10 лет, чем если это произойдет в 40, когда жизнь проходит...

Самый яркий пример -- Робертино Лоретти. Сколько ему было, когда он стал мировой супер-звездой? Мы встречались с ним в прошлом году: это великолепный собеседник, очень глубокий и простой человек.

-- Что дает вам общение с детьми?

-- Во-первых, я работаю с наслаждением. Любой телеведущий, выходя на аудиторию, отдает ей энергию. Все, что я делаю -- на 99% импровизация. Я работаю с детьми на равных: никакого сюсюканья, в зале -- 1700 человек плюс 220 миллионов. Что приобретаю? Наверное, радость неиспорченного общения. Очень часто мое мнение не совпадает с мнением жюри. Но есть вещи, которые я не нарушаю: участие никак не связано с финансами. Я никогда не афиширую этого, но в программе были и беженцы, и чернобыльцы с карбованцами, я оплатил им дорогу, и сироты, но говорить об этом на сцене -- это спекуляция.