Выпуск газеты Сегодня №199 (454) за 23.10.99
В ПЕЩЕРУ ЭМИНЕ МОЖНО ИДТИ ВО ФРАКЕ
БЫЛА РЕКА -- ТЕПЕРЬ ПЕЩЕРА
Сто миллионов лет назад здесь протекала подземная река. Потом случилось сильнейшее землетрясение и вода ушла. Так и образовалась полость -- те самые залы и галереи, которые мы видим сейчас. От встряски с поверхности в пещеру провалилась многотонная глыба, и сквозь 17-метровый колодец сюда проник свет. Первопроходцы, которые в 1927 году опустились на его дно в поисках воды, обомлели от неземной красоты. Влага, сочившаяся по потолку и стенам, растворяла минералы, а потом образовала застывшие водопады, натеки, занавеси, вуали из цветных сосулек и минареты сталагмитов.
И с тех пор здесь ничего не изменилось -- высоченный наклонный зал, в котором, кажется, великан, играючи, разбросал огромные валуны и толстенные колонны. Между ними аккуратно проложены узкие бетонные дорожки. Спускаться надо не через колодец -- его оставили на память потомкам. Для удобства посетителей вход вырыли там, где галерея почти касается земной поверхности.
НЕ ХОТЕЛА ЭМИНЕ ЗА БАИРА ЗАМУЖ
...В давние времена жил в этих местах богатый баир, хозяин окрестных земель. Понравилась ему молоденькая Эмине и решил он взять ее в жены. И так приставал, что бедной девушке пришлось спасаться бегством. Вырвалась она из немилых объятий и бросилась в хосар-колодец. А он -- за ней! В общем, все погибли. В пещере Эмине-Баир-Хосар, однако, человеческих костей не нашли. И только если внимательно присмотреться, то в Каскадном зале на натеке можно разглядеть фигуры изящной Эмине и толстого гнусного баира.
-- Есть и другой вариант, от чего пошло название пещеры, -- говорит экскурсовод Галина. -- Эмин означает дуб, а баир -- косогор. Очень похоже -- ведь вокруг растут дубовые рощи. Но легенда, конечно, романтичнее!
А недавно в пещере нашли настоящий клад -- множество костей доисторических животных. Палеонтологи определили, что 40 тысяч лет назад у колодца, который ведет в пещеру, паслись мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади, зубры -- 24 вида зверей! Иногда они падали в колодец.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА. НО КАКАЯ СИМПАТИЧНАЯ!
Если подняться на 12 метров по натеку южной стены, попадаешь в анфиладу залов верхнего этажа. Мы идем по среднему этажу пещеры. Воздух чист и прозрачен, поэтому отдаленные картины кажутся совсем рядом. Со стен свисают огромные кисти винограда. Но не облизывайтесь -- ягодки каменные, так что зубы можно обломать. Несколько десятков метров -- и попадаем в небольшой зал.
-- Его открыли совершенно случайно, -- рассказывает экскурсовод. -- По карте выходило, что в одной точке нижняя галерея очень близко подходит к среднему этажу. Казалось, просто: проломить тонкую стеночку и можно продолжить экскурсию в нижних залах. Там еще красивее. Да не тут-то было...
Стеночка оказалась полутораметровой. И когда ее все же аккуратненько пробили -- обалдели. Оказались внутри натека, то есть под застывшим ажурным каменным водопадом.Ошибочка вышла. Но какая симпатичная! Уютный зальчик, окруженный изящными прозрачными колоннами и каминами. Под стенами расставлены канделябры. А вокруг все в каменных цветах-гелектитах! Дальше ломиться не стали, чтоб не испортить. И назвали это великолепие именем ученого-спелеолога, посвятившего пещерам Крыма 40 лет -- Виктора Николаевича Дублянского.
Лавируем по лабиринту колонн. Есть примета: кто пройдет сквозь него, не заденет и не споткнется -- удачлив будет всю жизнь. А загадает желание -- обязательно исполнится! Теперь буду ждать...
А ДУБЛЯНСКИЙ ГОВОРИЛ, ЧТО ЗДЕСЬ СМОТРЕТЬ НЕЧЕГО!
-- Посмотрите наверх, -- таинственно шепчет гид. -- Здесь спелеологам пришлось среди частокола тонких колонн выпилить проем. Видите срезы, как на пеньках? Только это не годичные кольца, а тысячелетние!
Я не удержалась, и когда экскурсовод отвернулась, -- потрогала "вечность". И тут же отдернула руку -- этого делать нельзя! Тем более, что-то выносить отсюда. Потому что только здесь, во влаге, каменные цветы и сталактиты играют всеми цветами радуги. Высохнув, они превращаются в блеклый известняк.
Но что это? Неужели лес? Тут даже заблудиться можно, так густо он "порос" разноцветными "деревьями". Есть и валежник -- упавшие "елочки". И совсем маленькие "саженцы". А растут они в среднем по сантиметру в столетие...
Время в подземелье течет медленно. Его отмеривает пещерный "метроном": с потолка на "темечко" камня с завидным постоянством -- одна в шесть секунд! -- падает капля. И так будет падать тысячи лет...
-- Я здесь бывал много раз -- и ничего не узнаю! -- возбужденно шепчет идущий рядом Константин Аверкиев. -- Мы ходили со свечами. И больше смотрели, как бы не оступиться и не поломать ноги. Пламя выхватывало из тьмы отдельные картины, и то вблизи. А всего этого великолепия в целом я до сих пор не видел!
Константин Владимирович с жаром принялся рассказывать, как много лет назад в Эмине-Баир-Хосар впервые побывал Виктор Дублянский -- спустился в колодец и прошел по пещере несколько десятков метров. Встретившись с ним в лагере, Аверкиев спросил: "Ну, как тебе там?" -- "Смотреть нечего, -- скривился Виктор Николаевич, -- сплошной гумус, голуби дохлые и голубиное дерьмо. Выпачкался"...
Только Константин Аверкиев это проговорил, как послышался чей-то голос. Фантастика! Это же и есть Дублянский собственной персоной! Так старые друзья после многих лет разлуки встретились в зале... имени Дублянского. Произойти это могло только в сказочной пещере... Поэтому, выходя оттуда, я тайком бросила в озерцо монетку -- очень хочется вернуться.
Константин Аверкиев и Виктор Дублянский |