1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №201 (456) за 27.10.99

ПУГАЯСЬ РЕФЕРЕНДУМА, ДЕПУТАТЫ ДУМАЮТ ОБ ИМПИЧМЕНТЕ

После высказываний Президента о возможном реформировании малоэффективной Верховной Рады в двухпалатный парламент, народные депутаты, похоже, решили позвать себе в помощь призрак импичмента, годами блуждающий в кулуарах. Об этом свидетельствует недавнее принятие в первом чтении законопроекта "О Президенте Украины", который подробно описывает весь "рецепт" приготовления "горькой пилюли" для человека №1.

Этот документ -- "творчество" социалиста Александра Мороза и члена партии "Реформы и Порядок" Романа Зварича. Правда, первый автор, по-видимому, настолько поверил в
"свое" безоблачное президентское будущее, что ограничился только маленьким пунктиком, дублирующим 111-ю статью Конституции: "Президент Украины может быть снят с поста в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления". Зато г-н Зварич, который в ближайшем будущем вряд ли может рассчитывать на столь высокое кресло, не смог отказать себе в удовольствии детально описать механизм "разжалования" первого лица государства.

Согласно законопроекту, для начала нужно сделать соответствующее заявление в парламенте, собрать 226 депутатских подписей (причем, нардепы не имеют права отозвать свои автографы), создать специальную следственную комиссию и не позже, чем через три месяца предоставить необходимые доказательства в целесообразности такого шага Верховной Раде. Обсуждение импичмента должно проходить в течение 10 дней. Помешать этой процедуре можно лишь при наличии одного из трех обстоятельств: добровольного ухода Президента в отставку, заявления Конституционного Суда о несоответствии рассмотрения дела нормам Основного Закона или вывода Верховного Суда об отсутствии фактов преступления.

Если же вина Президента будет доказана, спикер парламента выносит этот вопрос на тайное голосование. Спасти главу государства от неприятного момента может лишь отсутствие конституционного большинства в стенах Верховной Рады. Это, в свою очередь, приведет к автоматическому прекращению процедуры импичмента, причем повторное голосование уже не допускается. Но если 226 депутатов проголосуют "за", то первое лицо страны рискует потерять не только свой пост, но и все права на неприкосновенность, государственное обеспечение (спецсвязь, служебный транспорт, квартиру, дачу и т.д.). В таком случае, глава Конституционного Суда должен действовать согласно требованиям 112-й статьи Конституции, т.е. сделать публичное заявление о переходе полномочий Президента Украины премьер-министру.

Любопытно, что 233 народных избранника, проголосовавших за этот документ, опасаются (и не без оснований), что на такой закон глава государства наложит вето. И небезосновательно, ведь львиная доля его статей фактически либо дублирует, либо противоречит соответствующим нормам Основного Закона. Депутаты полагают, что импичмент -- необходимый элемент в системе разделения и сбалансирования ветвей власти. Мол, Президент тоже имеет сильные рычаги влияния, к примеру, может распустить Верховную Раду (если в течение месяца парламентарии не смогут собраться на свою сессию). К тому же, процедура отставки, описанная в законопроекте "О Президенте Украины", достаточно сложна и не нарушает запаса прочности президентской власти.

Как известно, процедура импичмента уже давно предусмотрена в законодательствах США, Великобритании, Японии и других странах. Правда, применять ее пришлось лишь по отношению только к президентам Венесуэлы и Бразилии -- Карлосу Андрес Пересу и Фернандо Коллора, которых в 1992--1993 годах обвиняли в коррупции. Впоследствии Федеральный суд Бразилии оправдал своего бывшего правителя, но было уже поздно: президентское кресло занял другой человек.

Опыты многих стран свидетельствуют, импичмент почти всегда имеет под собой политическую или экономическую подоплеку и является одним из основных способов сведения счетов с "неугодным" правителем. Особенно это проявляется в период избирательной кампании, когда кто-то из так называемых оппозиционных кандидатов пытается таким путем сколотить себе определенный политический капитал...