1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №202 (457) за 28.10.99

КТО ВЕЗЕТ, ТОГО И ПОГОНЯЮТ

Нельзя с одного быка содрать семь шкур. Однако, несмотря на все предостережения специалистов, именно такую операцию пытаются проделать с "тягловым быком" отечественной экономики -- Национальной акционерной компанией "Нефтегаз Украины", обложив ее непомерными, необоснованными налогами и ожидая при этом, что стратегическая отрасль и энергобезопасность страны обеспечит, и бюджет наполнит, и бесплатным газом предприятия и жилкоммунхоз обеспечит.

ЛЕГКО ЛИ ДЫШИТСЯ ПОД ПРЕССОМ

В этом году нефтегазовая отрасль пребывает в сложном финансовом положении, вызванном необоснованным усилением налогового пресса, увеличением платежей в бюджет и одновременным снижением цен и тарифов на ее услуги. К примеру, если в бюджете-98 была заложена общая сумма платежей в 4392 млн. грн., то в бюджете текущего года она увеличена на 35% и достигла 5912 млн. грн. Фактически, с учетом погашения долгов прошлых лет, начисленной фискальными органами пеней, увеличением налогов, вызанным ростом курса доллара, "Нефтегаз Украины" должна выплатить 10742 млн. грн., что почти вдвое превышает заложенную в бюджет сумму!

Самый острый вопрос, стоящий перед нами, -- неплатежи за потребленный газ. При том, что по результатам работы в первом полугодии в расчетах наблюдается незначительная тенденция к стабилизации проплат (на 1 октября -- 30%, против 26% на 1 июня и 15% на 1 мая), ситуация остается сложной. За девять месяцев потребители всех категорий задолжали Торговому дому "Газ Украины" почти 4 млрд. грн. Да еще 14 млрд. -- за прошлые годы.

На отчисление налогов предприятиями "Нефтегаза Украины" негативно влияет и неудовлетворительное состояние расчетов бюджетов всех уровней за потребленный природный газ. Для обеспечения потребностей в нем бюджетных предприятий и организаций в госказне было заложено 74,2 млн. грн., что составляет лишь 48,7% фактической потребности, а в местных бюджетах -- 91 млн. грн., или 69,2% от необходимого. То же касается льгот и субсидий. Для компенсации средств, недополученных за счет льгот, предусмотрено только 164,9 млн. грн. при фактической потребности 574,1 млн. грн., для компенсации субсидий -- 377,2 млн. грн. при потребности 671 млн. грн. Всего в текущем году за счет льгот и субсидий населением БЕСПЛАТНО будет использовано природного газа на 703 млн. грн. (409,2 млн. грн. -- по льготам и 293,8 млн. грн. -- по субсидиям).

Несвоевременные расчеты с бюджетом приводят к блокированию счетов предприятий нефтегазового комплекса, изъятию основных фондов и продукции Компании в налоговый залог с дальнейшей реализацией по низким ценам, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере финансировать добычу природного газа, ремонт и реконструкцию газотранспортной сети и ее дальнейшее развитие, своевременно обеспечивать выплату зарплаты.

Непродуманная налоговая политика, вымывание оборотных средств ставят под угрозу безаварийное и бесперебойное функционирование газотранспортной системы. Это привело к тому, что РАО "Газпром" сооружает транзитные газопроводы в обход территории Украины: Ямал--Европа -- через Беларусь, Россия--Турция ("Голубой поток") -- через Черное море. В перспективе -- строительство северной ветки Северо-Европейского газопровода. Вследствие такой диверсификации значительно уменьшится выручка Украины от транзитных услуг, а значит, и бюджетных платежей.

Введение с 1999 года специальной платы в бюджет за транзит нефти через территорию Украины лишило предприятия нефтепроводного транспорта возможности инвестировать в запланированных объемах строительство нефтепровода Одесса--Броды и Одесского терминала, серьезно заострило отношения с Россией относительно снижения украинских тарифов на транспортирование нефти и подтолкнуло Россию к строительству обходного нефтепровода Суходольная--Радионовка.

Существующий налоговый пресс на нефтегазовую отрасль не позволяет снизить цены на природный газ для населения, бюджетных организаций и коммунально-бытовой сферы, что, в свою очередь, заостряет социальное напряжение в обществе.

ЧЕМ ГРОЗИТ ТАКОЙ ПОДХОД

Дабы избежать, без преувеличения, драматической ситуации, складывающейся при выполнении НАК "Нефтегаз Украины" бюджета-99, необходимо принять реальный бюджет на 2000 год. Однако в направленном Кабинетом министров в Верховную Раду проекте закона "О госбюджете..." ситуация вновь повторяется, вплоть до неприятных аналогий. Например, размеры ставок прямых отчислений Компании (рентная плата за нефть и газ, отчисления за транзит нефти и газа через территорию Украины) установлены в долларах на уровне прошлого года, тогда как все цены и расчеты ведутся в национальной валюте, что при изменении курса приведет к значительным убыткам со стороны Компании. Кроме того, ставки отчислений рентной платы за нефть, газ и его транзит, размеры которых определены соответствующими статьями бюджета-2000, в 2,15 раза больше в сравнении с суммами, предусмотренными в доходной части по этим платежам. В результате для Компании запрограммированы дополнительные выплаты в бюджет в размере 1293 млн. грн.

Ежегодное непосильное давление на отрасль, отсутствие в бюджетах всех уровней необходимых средств на финансирование расходов бюджетных организаций и населения (в части льгот и субсидий) за использованный газ, тепло и электроэнергию, что делает невозможным надлежащее проведение расчетов энерго- и теплогенерирующих предприятий за использованный газ, приводит к тому, что платежи Компании в бюджет с каждым годом растут в геометрической прогрессии: 1998 год -- 4,4 млрд. грн., 1999 год -- уже 10,7 млрд. Понятно, что "из воздуха" такие деньги взять невозможно.

Специалисты Компании подсчитали, что, исходя из действующих цен и тарифов на газ для населения, бюджетных и коммунально-бытовых потребителей, заложенных в проекте бюджета размеров ставок по основным платежам (рентной плате и плате за транзит), баланса потребления и порядка обеспечения газом народного хозяйства и населения в 1999 году, необходимых капиталовложений для поддержания нынешних объемов добычи, обеспечения надежного газоснабжения, реконструкции и развития нефтегазотранспортных систем, общий дефицит средств на финансирование отрасли на 2000 год составит минимум 2,3 млрд. грн.! А при ухудшении общеэкономической ситуации -- намного больше.

Как показывает прогнозный анализ, из-за недостатка средств не может быть выполнена программа обновления и реконструкции газотранспортной системы, в результате чего объемы недопоставок газа на экспорт составят за 2000 год 16 млрд. кубометров. Это, в свою очередь, приведет к сокращению поступлений в бюджет минимум на 0,2 млрд. грн. Уменьшение средств на инвестирование добычи газа приведет к сокращению объемов бурения с 250 до 108 тыс. м (в том числе по эксплуатационному бурению -- до 65 тыс. м и разведывательному -- до 43 тыс. м), завершению строительства и передаче в эксплуатацию вместо 40 не более 20 скважин, а также к обустройству и вводу в эксплуатацию 26 вместо 60 намеченных скважин, к сокращению добычи природного газа в будущем году на 414 млн. кубометров, нефти и газового конденсата -- на 25 тыс. тонн. Причем в 2001 году ситуация будет лавинообразно ухудшаться.

Сокращение объемов бурения и передачи в эксплуатацию новых скважин в 2000 году автоматически приведет к сокращению добычи на основных базовых месторождениях, находящихся на завершающей стадии разработки, в 2001 году по газу -- на 1,1--1,2 млрд. кубометров, по конденсату -- на 70--75 тыс. тонн.

Хочу предупредить, что для газодобывающей отрасли это будет иметь катастрофические последствия.

Кроме того, из-за сокращения объемов добычи газа уменьшится база налогообложения для основных видов налогов. В свою очередь, учитывая то, что финансирование буровых работ зависит от состояния финансирования добычи газа, уменьшатся и налоговые поступления от программ по бурению.

Кроме того, бюджет существенно теряет из-за уменьшения налогов в других сферах отечественного производства вследствие дефицита капиталовложений для приобретения у них необходимых материально-технических ресурсов, а также отказов в проведении буровых работ.

КАТАСТРОФЫ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ

Для надлежащего финансирования добычи нефти и газа, надежной работы отрасли в целом, а также обеспечения реальных поступлений от нее в госбюджет в 2000 году, необходимо исключить из бюджета средства от оплаты за транзит нефти через территорию Украины и направить их на строительство нефтепровода Одесса--Броды и нефтетерминала. Источником налоговых отчислений за услуги по транзиту газа является выручка от реализации того объема, который получен в оплату за перекачивание российского газа на экспорт. Поэтому целесообразнее установить вместо этого платежа акцизный сбор на импортируемый газ в размере не более 15,4 грн. за тыс. кубометров. При этом внесение данного платежа должно осуществляться, исходя из фактической оплаты за использованный газ. Необходимо также установить рентную плату исключительно в национальной валюте: на природный газ -- 11,5 грн. за тыс. кубометров, на нефть -- 15 грн. за тонну. Это даст возможность избежать возникновения так называемых "курсовых разниц", а также усиления налогового давления с падением курса гривни.

Особенно хочу остановиться на проблеме преодоления "курсовой разницы", возникающей при реализации импортированных нефти и газа за гривни. Необходимо обязательно предусмотреть в бюджете-2000 субвенции местным бюджетам в сумме 4908651,4 тыс. грн. для расчетов за использованные энергоресурсы. В том числе -- стоимостную разницу, возникающую у газосбытовых предприятий в результате оплаты за газ поставщикам в долларовом эквиваленте и реализации его населению по фиксированным розничным ценам в гривнях, в соответствии с изменением курса в период между датой потребления и датой перечисления средств за него. Для этого целесообразно выделить в расходной части бюджета, в общей сумме дотаций областным бюджетам, отдельной строкой финансирование расходов на оплату энергоносителей, потребляемых бюджетными организациями, а также льгот и субсидий населению.

Кроме того, с целью уменьшения зависимости Украины от импортируемых энергоносителей и для обеспечения роста объемов добычи нефти и газа необходимо рассмотреть возможность оставить в распоряжении предприятий нефтегазовой отрасли все начисленные амортизационные отчисления и отчисления в Государственный инновационный фонд. Необходимо также разрешить засчитывать в полном объеме на отдельные счета нефтегазодобывающих предприятий сбор по отчислению на геологоразведочные работы.
Игорь БАКАЙ,
председатель правления НАК "Нефтегаз Украины"