1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №205 (460) за 02.11.99

"Я -- ИППОДРОМНЫЙ КОНЬ: МНЕ НУЖНА АРЕНА"

Ивар Калниньш ("Театр", "Сильва", "Не стреляйте в белых лебедей", "Маленькие трагедии", "Двое под зонтом", "Зимняя вишня" и др.) -- один из самых ярких героев-любовников советского кинематографа. Мне было любопытно наблюдать за ним на недавно прошедшем кинофестивале "Стожары": красавец, баловень судьбы, любимец женщин, он, видимо, давно утвердился в роли обаятельного шалопая и уверен, что кое-какие милые шалости можно себе позволить.

В день нашей встречи, например, он сорвал утренний эфир на 1+1 -- крепко спал. Сие обстоятельство меня развлекло тем более, что вечером я встретила господина Калниньша в Доме кино вполне импозантным (о, этот акцент!), бодрым и радостным.

"С ГОДАМИ АКТЕРСКАЯ МАСКА ПРИРАСТАЕТ"

-- (С бессмысленной улыбкой.) Ивар, говорят сегодня вы не приехали в утренний эфир на ТВ. Что случилось?

-- ( С еще более бессмысленной улыбкой.) Ну, честно говоря, я спал и не смог проснуться. Так получилось...

-- А часто с вами такое происходит?

-- Да нет... Дело в том, что мы всю ночь провожали Игоря Бочкина -- он улетел сегодня в Москву... (Собираясь с духом.) Нет, ну правда, мне очень стыдно, что так получилось.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Ивар Кальнинш и Игорь Бочкин -- старые приятели, которые с удовольствием встречаются на фестивалях. На нынешних "Стожарах" так получилось, что Ивар прилетел в Киев в ночь, когда Игорь готовился покинуть столицу Украины. Столицу покидали бурно...


-- Ну хорошо, расскажите о творческой жизни. Вы, в отличие от многих, все-таки продолжаетесь сниматься.

-- Да, в этом году я снялся в нескольких фильмах у себя в Риге, в России. Так что на отсутствие работы не жалуюсь. Кроме того, у нас есть небольшой коллектив, с которым мы выступаем с концертами, ездим на гастроли...

-- Вы ведь выпускник Латвийской консерватории... Много сотрудничаете с Раймондом Паулсом. Наслышана о ваших выступлениях в рижских кафе...

-- Обожаю петь джаз. Надеюсь, у меня это неплохо получается.

-- Известно, что творческие люди стремятся выбрать себе амплуа не только на сцене, но и в жизни. В кино вы всегда были героем-любовником, красавцем-мужчиной. А в жизни?

-- Не знаю, я своим имиджем не занимался специально. Наверное, он все равно складывался как-то из моих ролей. Но я не вижу со стороны, каков он. О себе, своей целостности (которой с годами у актеров становится все меньше и меньше) надо заботиться -- маска прирастает. И надо уметь ее сорвать.

-- А вам это удавалось, как вы считаете?

-- Во-первых, я не согласен, что у меня было только одно амплуа: масок -- и очень разных -- было много. Поэтому мне трудно однозначно ответить на ваш вопрос. В любом случае проблемы есть и время от времени я их ощущаю.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

У Ивара счастливая манера держаться: никогда не поймешь сколько "подтекстов" в его словах, взглядах, улыбках. У меня всегда было подозрение, что наиболее полно как личность он выразился в знаменитом дуэте с Вией Артмане ("Театр"): в самом деле, ничто в мире не стоит серьезного отношения -- особенно женщины. Но с ними может быть приятно. Карьера важна для мужчины, но не настолько, чтобы из временных неудач делать трагедию. А главное -- кумиры! Вот что воистину не бывает навсегда.


"МЫ МОЖЕМ ВЫПИТЬ ПО СТАКАНЧИКУ И ДОЛГО МОЛЧАТЬ"

-- Есть ли у вас друзья, которые появились еще с юности? Имеется в виду, "умеете ли вы дружить"?

-- Есть, конечно! Например, с одним своим другом я познакомился в юности на катке... Мы до сих пор вместе. Хотя жизнь меряем разными вещами. Можем налить по стаканчику и долго молчать...

-- Нет, ну под стаканчик молчать-то легко! Во-первых, есть какое-то занятие, во-вторых никто тебе в это время не задает дурацкие вопросы, как некоторые журналисты...

-- (Хохочет.) Это точно! Мы не лезем в душу друг к другу, нам приятно общаться. Бывает даже, что жены возмущаются и ревнуют: "О чем они там на кухне так долго болтают?!".

-- (Завистливо.) А вы в это время просто пьете вино и смотрите в окно. Хорошее занятие... С женщинами, между прочим, этим не займешься.

-- (Еще больше оживляясь.) Да мы можем просто пойти на дискотеку -- попрыгать с молодыми... и ... ну...

-- Ну, об этом не обязательно извещать жен. Кстати, а вы много встречали в своей жизни женщин, которые молчат, или, по крайней мере, умеют это делать?

-- (Смущенно.) Редко.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Возможно, дело даже не в женщинах или мужчинах, а в "поре жизни". Юность -- время мучительного желания поделиться с окружающими своим отношением к ним. К тридцати азарт пропадает и больше хочется слушать; к сорока, наконец, начинаешь понимать, что подлинное наслаждение -- в созерцании.


-- Ивар, где-то я читала, что ваша вторая жена много младше. Хочу у вас спросить, как у человека, имеющего некоторый опыт в этом смысле: брак может строиться не на страстной любви, а на "взаимопонимании"?

-- (Очень осторожно.) Наверное, у кого-то может... Я оба раза был женат по страстной любви. Как только она заканчивалась -- заканчивался брак.

-- Что вы будете делать, если она опять закончится?

-- (Улыбается, глядя куда-то в сторону.) Надеюсь, это будет не скоро. Я практически не бываю дома -- много снимаюсь, езжу. За время отлучек мы с женой так успеваем соскучиться друг по другу, что когда встречаемся... Все происходит, как в первый раз.

"ВО МНЕ НЕТ НИЧЕГО ОТ БУХГАЛТЕРА"

-- Что еще вас привязывает к жизни?

-- Семья... Любовь... Дети... У меня есть взрослые дочери от первого брака. Одна уже родила, растит внука моего и учится в Академии культуры.

-- Никому из дочерей не пришло в голову стать артистками?

-- Слава Богу.

-- А вы лично никогда не сожалели, что не занялись более мужским делом -- не стали банкиром или чемпионом мира по гонкам "Формула-1"?

-- Нет, во мне нет ничего от бухгалтера. Не мог бы я сидеть в офисе и смотреть в компьютер целыми днями.Так что я не вижу себя в этом...


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Это точно. Когда я наблюдала, как Ивар на сцене "Славянского базара" поет джаз (песенку собственного сочинения про "цвэточик и дожьдик"), то просто физически ощущала, как он купается в зрительской любви -- в этих восторженных взглядах и криках "Браво!".


Наверное, я такой ипподромный конь -- мне нужна арена. Такой я гладиатор ... (Хохочет.) Мне нужен этот многоголовый зверь -- зритель.

-- Типично ощущенческое восприятие жизни. А книжки еще читаете или все прочитано в юности?

-- Честно говоря, я уже настолько ориентируюсь в истории культуры, что специально читаю только дополнительную информацию, в которой нуждаюсь на данный момент.

-- Что вас может растрогать?

-- Переживания или несчастья другого человека. Вообще, растрогать меня несложно -- я сентиментальный.

-- По-настоящему сентиментальны или по-актерски?

-- (Раздумывая.) По-настоящему... (Твердо.) Думаю, да.

-- Чего хотите для себя?

-- Чтобы интересно было. Чтобы жизнь подбрасывала что-то такое...

-- Так же не бывает. Жизнь ничего "такого" не подбросит -- "и ад, и рай мы носим в себе". Депрессии ведь приходят не оттого, что мир стал хуже...

--... а оттого, что мы сами изменились! Все правильно. Вот и стараюсь держаться в том тонусе, когда жизнь еще кажется прекрасной.