1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (462) за 04.11.99

"ХОТЯ НАРОДУ И ПРИЯТНО БЫТЬ ОБМАНУТЫМ, ЕМУ НАДО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ"

Первое впечатление от этого человека -- удивление. Впрочем, и второе -- тоже. Василий Гунько -- автор секстилогии (т.е. цикла из шести книг) "Подари себе мир".

Писать он начал еще будучи студентом института. Тогда впервые он столкнулся с системой: за свою любовь "резать правду-матку" студент Гунько получил "в награду" комсомольскую путевку... в Сибирь.
"На лекции по философии я просто назвал Ленина бандитом и аферистом, заявил, что лет через 20 (это было в 1969 году) его выбросят на свалку. Тогда меня запросто могли отправить в психиатричку, а попал я в Сибирь".

Свою первую трилогию молодой писатель закончил еще за десять лет до перестройки, в 1976 году. Тогда, конечно, ее невозможно было опубликовать. При этом он не был дисидентом в общем понимании этого слова, просто называл вещи своими именами. Василий воспитывался в обыкновенной семье рабоче-крестьянского происхождения, но во времена, когда все дети маршировали строем и пели "Ленин всегда живой", он никак не мог понять: зачем маршировать, если можно заниматься делом -- учиться, читать, просвещаться?

Уехав с четвертого курса пединститута в Сибирь, Василий привез оттуда красавицу-жену и свой роман о школе -- трилогию "Подари мне мир", в котором изложил свое представление об идеальной школе и учителе, каким мог бы стать он сам. (Роман все-таки напечатали, но через 24 года.)

Секстилогия открывается романом "Первые уроки", вторая книга цикла -- "Непредвиденные экзамены", третья "Вальс для учителя". Это образ моего любимого учителя Григория Сергеевича Володина. "Я категорически не приемлю фильм "Доживем до понедельника", он лживый. Там все -- вранье!" -- говорит автор.

Разочаровавшись окончательно в системе советского образования -- не спасала даже литература -- несостоявшийся учитель занялся... теперь это называют шоу-бизнесом. Василий Гунько прошел путь от конферансье филармонии до гипнотизера-экстрасенса (сам он называет это шарлатанством): ездил по стране и "исцелял" людей.

"Народ любит, чтобы его обманывали! К примеру, выполнение заданий по командам зрителей. Когда человек уже поверил в какое-то чудо, с ним можно делать все, что хочешь. То есть, внушать, гипнотизировать. Убедить человека в том, что он может сам вылечиться, очень сложно. А внушить ему, что он здоров, то есть исцелить -- это просто. Мир состоит на 99% из дураков, к сожалению".

Василий работал тогда вместе с Борисом Тульчинским, у которого учился впоследствии Анатолий Кашпировский. Гунько считает его малознающим и малопонимающим человеком, хотя и с законченным медицинским образованием. "То, что ему удалось убедить людей в своих способностях -- это результат рекламы. Люди ведь как реагируют: показали по телевизору -- значит, это хорошо".

Потом Василий обнаружил способности целителя -- и занялся лечением людей. Кто будет оспаривать аксиому: большинство болячек -- на нервной почве. Оказывается, спасти многих людей, и даже вылечить от рака может очищение организма и вера в исцеление. "Еще Христос этим занимался: дотронулся до человека -- и тот верил, что выздоровел. А на самом деле это был самый великий "шарлатан" в мире". Подобные утверждения обычно повергают в изумление, но, как оказалось, наш герой -- настоящий язычник. "Христианство было навязано славянам, это было предательство Владимира, который принял его на Руси. А славянская мифология -- самая богатая в мире -- какие персонажи: боги Солнца, Ветра, Воды... Ведь многие священники по сути -- бизнесмены, посредники между верующими и Богом". И все-таки Василий Гунько не стал целителем-профессионалом: в какой-то момент ему стало стыдно, скучно и неинтересно. Хотелось создавать что-то новое. Тогда он вернулся к литературе.

"Суд над сумасшедшим" -- это уже четвертая книга секстилогии Василия Гунько. В ней описывается суд природы над народом, а в следующей автор будет "вершить" суд над своим "сумасшедшим" героем, который не выдержав, убивает себя. "Нас природа создала, и она нас не зря наказывает". Писатель постоянно изучает жизнь, в которой люди убивают друг друга, выбрасываются из окон... "Я редко использую конкретные ситуации, чаще моделирую возможный ход развития сюжета, но считаю, что людям нельзя врать. Надо говорить только правду".

По мнению Василия Игнатьевича, фантазия тоже должна быть правдивой. Советская литература соцреализма декларировала, что в характере человека сочетаются плохие качества и хорошие. Но ведь в жизни все иначе! "Лучше быть здоровым пессимистом, чем нездоровым оптимистом", -- говорит писатель.

"Славянской комедией" Василия Гунько заинтересовались несколько зарубежных издательств. "Здесь используются и элементы модного фэнтези. Но в основном -- это политическая сатира, а жанр первой книги я определил как комедийно-фантастический. К примеру, описанный в ней электронный аппарат для чтения мыслей, уже существует, и человечество вскоре будет обходиться без слов. А по поводу будущего -- я уверен, что XXI веке Белоруссия, Россия и Украина объединятся в экономический союз со столицей в Киеве, матери городов русских".