1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (462) за 04.11.99

ЗИМОЙ БУДЕМ В ТЕПЛЕ, А В БУДУЩЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ -- И В СЫТОСТИ

Культовый имморалист Фридрих Ницше столетие назад едко заметил, что не питает доверия к событиям, вокруг которых возникает много шума и чаду. Исходя из противного, беру на себя смелость утверждать, что позавчера, тихо и незаметно для широкой общественности, произошло событие, которое для страны, национальной экономики, наконец, для каждого из нас, будет иметь жизненно важные последствия. Определяемые такими понятиями, как наличие эффективной промышленности, рабочих мест, наполнения бюджета, экономической независимости и самой украинской государственности.

РЕАЛЬНА ПРОГРАММА -- ДЛЯ НАС ЭКЗОТИКА

Речь идет о расширенном заседании правления Национальной акционерной компании (НАК) "Нефтегаз Украины", на котором в целом был одобрен проект программы развития нефтегазовой отрасли страны на период до 2010 года. Мне за последние 10 лет довелось перечитать такое количество программ, от общенациональных -- до отраслевых и региональных, что скепсис по поводу возможности их выполнения стал чуть ли не чертой моего характера. Почти всем опусам не хватало важнейшей составляющей: определения реальных источников финансирования масштабных прожектов.

Признаться, идя на "збіговисько" в "Нефтегаз Украины", я опасался и в этом случае столкнуться с прекраснодушной маниловщиной. Тем более опасной, что любая игра в популизм в сфере обеспечения энергоносителями, где доля НАКа составляет 60%, сродни "русской рулетке". И был приятно "разочарован" конкретикой документа, состоящего из 24 четко очерченных пунктов и разбитого на этапы выполнения, включая способы и источники финансового обеспечения. И тем, что руководители дочерних компаний и предприятий НАК представляли свои разделы аргументированно и с расчетами в руках. Но...

В противовес все еще привычному "одобрямсу", когда удачно изготовленная "болванка" рабочего документа получает на отраслевых совещаниях безоговорочную путевку в жизнь, данный проект подвергся жесткой, но обоснованной, а главное -- конструктивной критике куратора отрасли, первого вице-премьер-министра Анатолия Кинаха и председателя правления "Нефтегаза Украины" Игоря Бакая. Член правительства потребовал дополнить документ перечнем законодательных актов, которые нужно доработать или принять для обеспечения эффективного развития нефтегазового комплекса, четче "выписать" разделы, посвященные финансированию, привлечению инвестиций и кредитов, доработать механизм конкретных шагов по этапам. Глава НАК тут же назвал исполнителей, которые уже до пятницы дополнят проект конкретикой и в форме четко структурированной по разделам книжки представят на рассмотрение правительства. Последнее должно рассмотреть и утвердить проект на одном из заседаний в декабре.

В результате успешной реализации этого плана Украина не только не уменьшит собственную добычу нефти и газа, как это с неизбежностью происходит в России, но стабилизирует эти показатели и уже в начале будущего тысячелетия приступит к стабильному росту добычи. Так, уже к 2005 году предполагается довести добычу природного газа до 20 млрд. кубометров, нефти -- до 3,5 млн. тонн, а к 2010-му -- соответственно до 24 млрд. и 4 млн. Не хотелось быть тривиальным, но куда же денешься от лишнего напоминания, что за этой тенденцией стоит энергетическая (читай -- экономическая, да и политическая) безопасность нашей державы, солидная диверсификация источников энергоснабжения, обеспечение промышленности и сельского хозяйства топливными ресурсами и сырьем, новые рабочие места и технологии -- наконец, тепло и свет в наших домах. Кстати, в этом году в подземные хранилища закачано уже более 16 млрд. "кубов" газа -- больше, чем в 1998-м, тогда как в самых лучших снах виделось от силы 12 млрд.

А ГДЕ "КОШЕЛЕК"?

Но для того, чтобы эти блистающие рубежи были достигнуты, мало очередных "трудовых подвигов" украинских газовиков и нефтяников, благодаря энтузиазму которых (а отнюдь не помощи или снисхождению законодательных и фискальных органов) страна за 2 последние года получила дополнительно 2,6 млрд. "кубов" газа. Нужно стабильное финансирование, в первую "пятилетку" будущего тысячелетия -- на уровне 5 млрд. грн. ежегодно. Фантастика? Отнюдь. И. Бакай назвал сумму долгов внутренних потребителей перед НАКом -- более 30 млрд. грн., которые при грамотном взимании, предусматривающем, в частности, механизм банкротства для злостных неплательщиков, обеспечат мощный приток капиталов. Он сообщил, что на сегодня возбуждено 152 дела о банкротстве, на стадии судебного рассмотрения находится 128 дел. При этом А. Кинах однозначно высказался в пользу столь жестких методов в отношении любителей дармовых энергоносителей.

Другое дело, что когда взаимоотношения с потребителем доходят до этой стадии, "банкротить часто уже нечего". А посему глава "Нефтегаза Украины" строго-настрого обязал подчиненных прекратить практику покрытия долгов за энергоносители векселями и акциями предприятий, цена которых на фондовом рынке приближается к абсолютному нулю. А о случаях предложения таких, с позволения сказать, взаиморасчетов немедленно сообщать в докладных записках. "Мы здесь играться не будем", -- резюмировал И. Бакай.

Не раз выступавшие высказывались и о передаче всего объема геологоразведки от Госкомгеологии -- профильным дочерним компаниям НАК, оставив за госкомитетом, в этом году пробурившим в 13 (!) раз меньше, чем "Нефтегаз Украины", функции регулирующего органа.

ТАК НЕ ЗАРЕЖЕМ КУРИЦУ, НЕСУЩУЮ "ЗОЛОТЕЙШИЕ" ЯЙЦА?

По определению главы "Нефтегаза Украины" Игоря Бакая, данная отрасль -- это курица, несущая не то что золотые -- "золотейшие" яйца.

Между тем, в нашей стране есть "мясники", предпочитающие сделать фрикасе из дорогущей курочки, чем помочь ей накормить и обогреть всю страну. Народный депутат Иван Дияк, патриарх отечественного нефтегазового комплекса, прозрачно намекнул, кто это: "Вместо определенных законом 5 млрд. грн. нефтегазовая отрасль из-за налагаемых штрафов и пени за несвоевременные отчисления в бюджет обязана платить 10 млрд. грн. Как вы думаете, долго она сможет удерживать нынешний темп развития при таком отношении фискальных органов?"

Кстати, действия последних скоро должны стать предметом разбирательства правоохранительных органов. Руководители нефтегазового комплекса называли немало случаев, когда за искусственно возникшие долги в бюджет налоговики по демпинговым ценам продавали высоколиквидную продукцию их предприятий, а то и грубо вмешивались в технологический процесс, останавливая заводы и пломбируя хранилища. Не сегодня-завтра на стол А. Кинаха ляжет перечень подобных действий мытарей, которые вице-премьер, сам производственник с многолетним стажем, назвал очень похожими на прямые злоупотребления.