1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (463) за 05.11.99

"ОКЕАН ЭЛЬЗЫ": РЕЙТИНГ ПРИХОДИТ ИЗ-ЗА БУГРА?

Если принять на веру тезис Камю, что для характеристики современного человека достаточно фразы "он блудил и читал газеты", станет ясно, что графомания -- самая популярная форма психоза нашей "эры фельетона". А посему не могу отказать себе в удовольствии пройтись по ретроспективе публикаций о группе "Океан Эльзы Так, всего лишь год назад каждый музыкальный критик, предварительно потренировавшийся на кошках, считал своим долгом в презрительной манере напомнить читателям, что это та самая "морально неустойчивая" группа, которая в первой половине 90-х ловко играла нечто на манер безумно модного сиэтлского гранджа. Через пару лет, обосновавшись в Киеве, группа ни с того, ни с сего принялась за коммерческий брит-поп, и до добра все эти метаморфозы не доведут.

Критики -- тоже люди и им свойственно ошибаться. Массовые покаяния журналистов начались вскоре после того, как на "Океан Эльзы положили глаз серьезные коммерческие структуры ближнего зарубежья, команду взяли под крыло крупнейшие звукозаписывающие компании России, стали звать на престижные музыкальные тусовки в Москву и крутить в эфире ведущих телеканалов и FM-станций. Ну, а после того, как "Эльзовцы" побывали во Франции, умудрившись не только внедрить свой видеоопус на канале "МСМ" (аналога "MTV"), но и отыграть полуторачасовой концерт в самом сердце Парижа -- в месте культовых сборищ молодежи "MCM Cafe", стало окончательно ясно, что эти ребята -- национальные герои украинского шоу-бизнеса. А народ, как известно, должен знать своих героев (и не только в лицо), так что будьте добры познакомиться с двумя человеческими факторами -- вокалистом Славиком Вакарчуком и гитаристом Пашей Гудимовым.

-- Как вы вышли на канал "МСМ"?

С.В.: Это темная история, тут даже нам самим до сих пор не все ясно. Поначалу нас собирались пригласить на концерт в рамках празднования Дней украинской культуры во Франции, а потом передумали. Но людям, которые этим занимались, очень хотелось, чтобы мы все-таки приехали, поэтому они и передали наше видео "Там де нас нема" на "MCM". Клип им до того понравился, что они принялись его транслировать сначала на Францию, а потом на "МСМ Internatoinal". И, кроме того, канал регулярно делает передачи о группах из Восточной Европы, поэтому они организовали наш концерт и интервью.

-- А ваш новый клип на песню "Сосни" попадет в ротацию "МСМ"?

П.Г.:-- Вряд ли. "Там де нас нема" их заинтересовал, в основном, из-за ссылок на Сергея Эйзенштейна: во Франции все с ума сходят по этому режиссеру. Когда на "МСМ" услышали песню, реакция была довольно сдержанной, но когда они ролик увидели -- Потемкинскую лестницу, ноги в порванных чулках и прочие стилизационные штучки -- пришли в восторг.

-- Говорят, в этом клипе вы играете на каком-то коллекционном инструменте?

П.Г.:-- Да, это мандолина работы венецианского мастера 1913 года и у нее, как у любого старинного инструмента, есть своя история. Я купил ее у людей, которые не имели средств к существованию и хотели продать в хорошие руки. Мандолина попала в Украину в 20-е годы -- ее подарили музыканту из популярного ансамбля народных инструментов. Во время войны семья этого человека прятала мандолину от фашистов за печкой вместе с другими реликвиями. Ну а потом на ней долго никто не играл и нужно было ее срочно оживлять, чем мы и занимались в студии. Кстати, мы записали ее не только в "Соснах", но и еще в одной новой вещи под рабочим названием "Рэгги". На концерты я пока не рискую ее брать -- это же почти легенда.

-- А на каких гитарах вы обычно играете на концертах?

П.Г.:-- Басист Юра и я играем на инструментах нашей любимой фирмы "Фэндер". У Юры "Фэндер Джаз-басс", модель 80-го года, купленная у известного украинского музыканта. У меня "переизданная" модель "Фэндер Стратокастер" 50-х--60-х годов.

-- Скажи, а "Фэндер" -- это осмысленный выбор?

П.Г.:-- В Украине и выбирать-то не из чего. Если пойти по магазинам, невозможно найти даже продукцию самых известных фирм. Да они и не востребованы, потому что людей, которые могли бы их купить -- единицы. Впрочем, инструменты "Фэндер" -- это классика и они должны быть у каждого уважающего себя музыканта, независимо от того, какую музыку он играет.

-- Слава, это правда, что песню "Сосни" вы посвятили Ире Билык? Я не могу понять, что у вас общего?

С.В.:-- Мы музыку сочиняем -- вот что нас объединяет. Только у нас, к сожалению (чьему? -- Прим. авт.) пол разный. Мне нравится Ирин подход к творчеству: у нее замечательные песни, с хорошими текстами. На счет аранжировок я мог бы поспорить, но в последнее время с ней работает отличный продюсер, Женя Ступка, -- он, кстати и с нами сотрудничает, -- так что все будет в порядке. Ну, а то, что "Сосни" я ей посвятил -- не совсем правда. То есть, однажды я в самом деле, так сказал на концерте -- хотел передать ей привет. Но когда я эту песню сочинял, об Ире не думал. В конце концов, у нее семья, ребенок -- что ж я буду со своими песнями лезть?!.

-- А Ира и вправду собирается записать твою композицию для своего нового альбома?

С.В.: -- Да, это песня "Він чекає на неї" -- она о любви, но с сильным социальным подтекстом. Правда, не знаю, как будет выглядеть окончательный вариант: может, придется текст изменить -- все-таки должна быть женская тема, а когда я сочинял, не знал, что она Ире достанется.

-- Ребята, вы любите выступать в больших концертных тусовках?

С.В.:-- Конечно. Например, "Просто Рок" -- очень серьезное событие и нам было приятно в нем участвовать. Побольше бы таких акций, где мы себя чувствуем в своей тарелке.

-- А ведь многие музыканты не любят светиться в таких "братских могилах", где невозможно оптимально отстроить звук из-за большого количества участников.

С.В.:-- Плохому танцору... другие танцоры мешают. Звук во Дворце спорта, конечно, нелегкий. Но есть люди, которые знают, как с этим бороться.

-- Какое у вас настроение перед сменой тысячелетий?

С.В.:-- Новое тысячелетие наступит в 2001-м, но чисто номинально, я понимаю, 2000-й год, вся эта рекламная шумиха... Грубо говоря, мне все равно. Наверное, просто надо Новый год отметить более активно, чем обычно. Но ничего особенного я не жду, разве что мне 25 лет исполнится в следующем году.

П.Г.:-- Я слышал, что в 2003-м наступит новая эра. Очень хочется дожить до этого времени и посмотреть, что будет. Конец света -- это интересная тема, но я надеюсь дождаться, скажем, какой-то более культурной эры. Мне кажется, что в следующем столетии Европа вновь обретет позиции лидирующей части мира. Ну, и еще, мы рассчитываем выпустить не один десяток альбомов в XXI веке.

-- Вступая в новую эру, вы думаете о собственной музыкальной эволюции? Ведь то, что вы делали во Львове, заметно отличается от того, что вы играете последние пару лет. А что будет дальше?

П.Г.:-- Мы обязательно будем расти и развиваться. Правда, в каком направлении, я точно не знаю. Вполне возможно, что мы захотим сыграть кое-что "потяжелее". А, может, займемся акустической музыкой или, скажем, будем чаще использовать народные инструменты.

-- Думаешь, творческая жизнь "Океана Эльзы" будет долгой?

П.Г.:-- Да, если нам хватит мозгов. В нашей группе собрались очень интересные люди, невероятно талантливые, и, если хватит ума, то мы осуществим свою мечту и будем играть вместе еще долго.