1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (463) за 05.11.99

САМОУЧИТЕЛИ И УЧЕБНИКИ -- В МАКУЛАТУРУ!

Согласно Священному Писанию, в ходе Вавилонского столпотворения Бог наказал людей за их амбициозность, лишив единого языка и тем самым возможности понимать друг друга. Ныне ситуация другая -- цивилизованный мир сокрушил языковые барьеры и стал говорить по-английски. Произошло это не только из-за сложившейся на нашей планете в результате Второй мировой войны общеизвестной расстановки сил, но и благодаря немалому труду и средствам, затрачиваемым правительствами США и Великобритании на распространение английского языка во всем мире. Что же остается нам? Учить язык. Другое дело -- как.

Следует исходить из того, что овладение иностранным языком, музыкой и физкультурой в школе в полной мере не предусмотрено. Если преподаватель иностранного языка даст обучаемому определенный объем информации (как это делает историк) плюс умение оперировать этой информацией (как математик), то он передаст лишь сведения о языке. Практическое овладение языком предполагает выработку определенных (интеллектуальных, кстати) навыков и непременное доведение их до автоматизма -- одним словом, это работа не преподавательская, а тренерская. Ну, вот скажите, какая средняя школа на своих уроках физкультуры и музыки подготовила Дерюгину и Паганини?

Здесь нужно гораздо большее, чем предусматривает любая школьная программа, количество учебных часов, мощная материальная база и совершенно по-особому подготовленные и настроенные преподаватели, специалисты, работающие в ином режиме. Очень важна сама среда -- атмосфера учреждения, все усилия которого направлены на ваше овладение языком. Зачастую всем этим требованиям отвечают курсы. В данном случае -- аналог спортивной и музыкальной школы.

ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ НЕ ПОНИМАЕТ ПО-РУССКИ

Тоже мне, новость, скажете вы. Есть же масса других, менее дорогих и прекрасных выходов из безъязыкового положения. Например: "25-й кадр", "Английский за 30 дней", "Самоучитель"... Остыньте, разберемся по порядку.

"25-й кадр" Допустим, вы усвоили все промелькнувшие на экране слова. После этого... вам нужно быстренько записываться на курсы и приступать к освоению языка. А иначе, что со словами-то делать? Ведь это такая же научная абстракция, как элемент в системе Менделеева, оно не реализуется в речи вне очень сложных связей. Обучая вас "по-ихнему" говорить, курсы неизбежно обучают вас также и мыслить. Научиться общаться можно только активно "присваивая" главную знаковую систему (в данном случае язык) искомого сообщества (в данном случае англоязычных народов). Вот в этом месте нашей с вами беседы мы дружно снесем в макулатуру всякого рода "самоучители" и позабудем о самостоятельном овладении языком. Ибо "язык существует для других и только тем самым для меня самого".

Теперь об аудиокассетах, способных за кратчайший срок вооружить вас минимальным набором обиходных фраз. Беда даже не в том, что бессистемно, не привязанно к последовательной подаче речевых структур (от простого к сложному) сгруппированный набор фраз трудно заучить и легко забыть. А вдруг, очутившись за границей, вы вдруг услышите фразу, которой на кассете не было?

"Английский за 30 дней" -- опустим. Ввиду сложности стоящей перед вами сверхзадачи решить ее ни за 30, ни за 130 дней нельзя. Думаю, это уже понятно.

Есть еще хороший способ изучения языка -- метод погружения в языковую среду Так осваивали иностранные языки дети дворян до революции. Тогда богатый барин мог очень хорошо платить гувернеру-иностранцу. В силу особенностей возрастной психологии, этот путь наиболее приемлем именно для детей. Тем, кто может обеспечить своим чадам от 3-х лет "бедного англичанина" сегодня, -- мои поздравления.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Итак, допустим, вас убедили, и вы пришли на курсы. Поинтересуйтесь, сколько учебных часов вам предлагают -- должно быть не менее шести в неделю, при этом чем чаще занятия, тем лучше. Выясните, сколько человек в группе, если более 14, -- тоже минус. Поинтересуйтесь, кто вас будет обучать, не постесняйтесь запросить выписку из диплома и послужной список преподавателя. Крайне важно, какое на курсах оборудование, ибо с помощью мела и доски вы будете учиться очень долго (современное аудио и видео оборудование, оргтехника -- большой плюс). Ознакомьтесь с учебными пособиями и дополнительными материалами, поинтересуйтесь, какие именно из новинок данные курсы приобрели в этом году и как они намерены их использовать -- скажем, по учебнику Бонк результат будет сомнительный. И, наконец, приступив к занятиям, обратите внимание, из каких видов работы слагается учебный процесс. Одни из них традиционны и незаменимы, другие придают современное качество процессу обучения, а значит, увеличивают ваши шансы на успех, однако, неизбежно увеличивают и затраты. Ведь: "Дешева рибка -- погана юшка". На уважающих себя курсах с вами станут проделывать массу вещей -- от фонетической зарядки и лексической разминки до обучения с помощью видео, а через годик-другой -- и компьютеров.

Это и есть способы реализации классического метода обучения языкам на современном этапе его развития. Этот метод в разных его ипостасях, как ни печально, медленный и не самый легкий -- единственный, доказавший на сегодняшний день свою результативность.

А теперь о детях. У них иначе, чем у взрослых, обстоит дело с абстрагированием, выработкой понятий и оперированием категориями. Дети мыслят предметно. Поэтому ребенку не надо ничего объяснять -- выработка навыков происходит сразу через практику, тренировку, основанную на имитации и игре, в результате чего понятия и категории вырабатываются сами. То есть, мы движемся не от обобщения к частностям, а наоборот. Этот обратный процесс более длителен -- ребенок будет обучаться с 4--6 лет (в зависимости от возраста), но и результат будет надежнее. Все уроки в детских группах должны быть открыты для родителей -- каждый вправе знать, что и как делают с его ребенком и за что он платит деньги.