1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №210 (465) за 11.11.99

НИКАКАЯ ВАНЕССА МЕЙ НА АККОРДЕОНЕ ТАК НЕ СЫГРАЕТ

Впервые я услышала об этом музыканте несколько лет назад в разряде "очевидное-невероятное": неизвестный баянист, завклубом, победил в международном конкурсе. А деньги на костюм и инструмент ему дал печально известный основатель "Меркурия" Семен Юфа.

Прошло несколько лет, поступила новая информация: Игорь Завадский ушел из клуба в Борисполе и играет в подземном переходе, зарабатывая на жизнь. Смена кадра -- через пару лет: Игоря, как говорится, заметили. Пригласили на телевидение, организовали поездку во Францию, где он очень понравился, хотя и вышел на концерт в храме... в футболке и джинсах.

И -- последние новости: Игорь работает в Университете культуры и искусств, и для него создается кафедра кнопочного аккордеона (европейское название нашего баяна). Теперь он "под крылом" поющего ректора, и, будем надеяться, все сложилось.

Вот только появились у него какие-то нотки, чуждые высокой классике: "человек искусства, мол, требует постоянной поддержки", "приходится раскручивать окружающую среду: Европу я завоевал за два года, Киев завоевываю уже четыре", "у меня свой подход: сделать академический жанр доступным массам" etc, etc...

Концерт в Колонном зале для музыканта -- высший экзамен, это как на суде: если прав -- победишь, а если не уверен -- лучше не пытаться. Игорь, конечно, обеспечил себе надежные тылы, да и авангард тоже: с Михаилом Михайловичем да на миру -- и смерть красна!

Можно понять, что регистр на новом инструменте не переключается: ну, переклинило. Но трудно понять, зачем же классиков редактировать? Написано ведь самим Бахом-отцом! Это уже не переложение, а переписывание, да еще неграмотное. Удручало и то, что виртуозные пассажи как-то не выигрывались... А через динамики это еще слышнее, как ни накручивал звукорежиссер "ревер" и не "размывал" звук. (Игорь считает, что без микрофонов его инструмент не все услышат в филармонии, а что тогда делать гитаристам?)

И почему вдруг Игорю показалось, что инструмент нуждается в особой популяризации? Неужели в большей, чем, к примеру, труба или балалайка? Ведь Михаил Михайлович уверял нас, что в народе баян и гармонь любят (и подозреваю, что намного больше, чем скрипку, даже в руках Ванессы-Мей). Кстати, именно с нею возникла ассоциация по поводу недоигранных и переписанных по-своему классиков.

Окончательно доконало заявление обладателя кубка мира о том, что "академический жанр умер", поскольку "масса артистов не могут организовать свой концерт" по причине дороговизны залов: по словам Игоря Завадского, на проведение концерта в Колонном зале понадобилось $3000. Спасибо, добрые люди нашлись. Но если организаторы на аренду потратили всего 4252 гривен, то что-то в этой задачке явно не сошлось! И правильно, что музыкант "не согласился, когда ему предложили повысить цену на билеты до 100 гривен": как тогда попала бы в зал его публика из переходов?

В общем, если бы не злополучный переключатель регистров на новехоньком "Юпитере", из-за которого публика была вынуждена гулять около получаса, а потом еще несколько раз вздрагивать при новых попытках исполнителя переключить его в очередной раз, вечер можно было бы считать вполне удавшимся. Подумаешь: Паганини на одной струне играл! Наши -- не хуже!