1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (466) за 12.11.99

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ -- ЭТО КЛАДБИЩЕ НАДЕЖД"

Аркадий Гарцман -- известный писатель-юморист, автор сценариев, текстов песен для кино. Кроме того, он известен многократными попытками наладить если не любовь, то хотя бы роман с телевидением. Попытки, как правило, заканчивались ничем. У кого же, как ни у Аркадия Гарцмана (человека с замечательным чувством юмора) спросить, что он думает о современном телевидении.

-- Сотрудничество с ТВ заканчивается, как правило, всегда одинаково. Потому что хочется себя уважать. Вот если бы мне сказали: "Знаешь что, дорогой, сейчас такая ситуация, что заплатить никак не возможно..." -- было бы другое дело. Так нет же! Сначала эти люди "делают заказ", а потом мычат что-то неопределенное. При этом у них важные лица и в каждой руке по три мобилки. Но как только дело доходит до денег... Нет, до денег дело вообще не доходит.

-- Вы сотрудничали с разными телекомпаниями. Неужели так было повсюду?

-- Практически да. И каждый раз меня удивляет еще одна вещь: наплевательское отношение к производству людей, которые непосредственно в нем заняты. Кроме того, смотришь: вчера он был еще администратором или пятнадцатым помощником режиссера, а сегодня он уже звукорежиссер или режиссер программы. Поэтому мы имеем такой конечный продукт. Раньше профессионализм ценился значительно больше. Хочется повторить вслед за одним известным человеком: "Телевидение -- это кладбище надежд".

-- Какую-то грустную картину нарисовали вы, Аркадий...

-- Приведу пример, чтобы вы поняли о чем речь идет. Приглашает, скажем, продакшн-студия "Катрин" (они делают программу "Разом з вами") Витю Цекало стать ведущим какой-то программы. Я по Витиной просьбе придумываю идею программы, называю ее "Контейнер 13", разрабатываю сценарий. Потом приезжаю на "съемочную площадку" -- в общежитие (или черт знает куда!) в Святошино. Приводят меня в студию -- это такая комната, в углу которой стоит ведро, а в него "падает" (не капает!) вода. Там же находится продюсер -- "большой человек у Советской власти" по кличке Коля Банабак, а у него уже на лбу неоновыми буквами написано: "кидала" и все иже с ним! Но деваться уже некуда. Я начинаю изображать Станиславского в самодеятельности, но ни продюсеру, ни оператору даже в голову не приходит, что процессом надо руководить. Вот вам состояние нашего ТВ. Потом продюсер мне с важным видом говорит: "Пока денег у нас нет, но мы обязательно...". А кто сомневался?!..

-- А вы знаете, что производить собственную продукцию в нынешних условиях телеканалу крайне невыгодно?

-- Это я понял на примере Алика Ноябрева. Когда я спросил у него, почему программа перестала выходить на Интере, он мне ответил :"Такая программа как "Я памятник себе" стоит не меньше 4--5 тысяч. А самую дорогую программу "Поле чудес" можно купить за полторы штуки." Так что какой смысл кочевряжиться?

-- Вам нравится программа "отечественного производителя" "Угол Дерибасовской" -- достаточно вторичная по отношению к "Белому попугаю"?

--То, что она вторична, не вызывает сомнений. Другое удивляет: ну хорошо, начали вы делать аналогичную программу, так хоть фишку какую-нибудь свою придумайте. У меня была такая идея еще в 90-м году: для телекомпании ТЕТ-а-ТЕТ сделать программу -- конкурс анекдотов "Горячая сковородка". Возглавляющий эту телекомпанию в то время г-н Ершов уехал в Москву, а вскоре там появилась программа "Белый попугай". Не знаю, может это у меня "манечка величия", но все происходило именно так. Знаете, когда я работал на заводе, у нас был бригадир, который с несколькими помощниками подхалтуривал -- варил кладбищенские оградки. Когда ему говорили, что, дескать, получается криво-косо, он неизменно отвечал: "Ничего, покойничек не обидится". Мне часто кажется, что примерно так думают и наши телевизионные творцы.