1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (467) за 13.11.99

ПРОКАТИ МЕНЯ, ТРАМВАЙ, ПО... КРЕЩАТИКУ

Представьте себе старый Киев, задолго до появления метро, фуникулера и даже автомобилей. Фотографы того времени поднимались ранним утром, чтобы сделать несколько снимков, потому что днем улицы были заполнены до отказа -- телегами, повозками, дилижансами и пешеходами. Передвигаться было невыносимо трудно. Переезд с Крещатика на Подол, например, превращался в многочасовое путешествие.

Полегчало лишь в июле 1891 года -- с появлением "конки", которая сразу отобрала работу у киевских возниц. Первые конные железные дороги были проложены по Крещатику и Большой Васильковской, вскоре их стало больше: на Бибиковском бульваре, Фундуклеевской и Владимирской улицах, на Брест-Литовском шоссе. Лошади тянули на протяжении 13 верст маленькие и не очень уютные вагончики, вмещающие 20--25 пассажиров, а проезд, к зависти нынешних киевлян, поначалу был бесплатным.

Вскоре лошадей заменили паровозы, которые нарушали всевозможные нормы экологии,хотя тогда об этом никто не думал. Да и задержались они на улицах столицы недолго. Иногда при спуске паровоз было трудно остановить, а в "конку" на подъеме приходилось запрягать еще две пары лошадей. Наконец, 2 июля 1892 года (по другим источникам -- 8 марта) на киевских улицах появился первый в Российской империи и второй в Европе электрический трамвай. Он курсировал по Александровскому (Владимирскому) спуску, вмещал до 40 пассажиров и передвигался со скоростью 10 километров в час. Кстати, и "конка", и паровые машины, и трамваи, а также все, что необходимо для ремонта машин и железнодорожных путей, имели конкретное место "дислокации" -- Лукьяновское трамвайное депо.

Трамвай стал новым видом бизнеса, что сразу привлекло огромное количество желающих заработать. Это и стало причиной того, что вскоре многочисленные владельцы в борьбе за пассажиров "забыли" о главном -- поддержке трамвайного хозяйства в нормальном состоянии. Если до 1907 года в Киеве было 110 км линий и 180 трамвайных вагонов, то в 1917 году осталось всего 100 исправных вагонов, во время гражданской войны трамвай курсировал лишь по Крещатику, а в 1919 году в столице вообще было остановлено какое-либо движение трамваев.

Трамвай вернулся из небытия только через три года. Вскоре появились троллейбусы и скоростные трамваи, многое изменилось на киевских улицах, а современные фотографы могут работать в любое время суток. Так пусть не забудут сфотографировать старый киевский трамвай в наши дни -- не исключено, что вскоре мы будем вспоминать о нем, как об истории.