1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (469) за 17.11.99

СКАНДАЛ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ

В редакции можно услышать все что угодно, а вот живую музыку... Высокий худощавый 24-летний юноша, прежде чем рассказать свою грустную историю, сыграл на столетней скрипке не менее грустную мелодию. Представился: "Александр Шевченко, артист Президентского оркестра Национальной гвардии Украины".

Конфликты на работе бывают у всех. Но никогда ранее мне не доводилось слышать, чтобы их пытались разрешить сразу несколько высокопоставленных комиссий, созданных после того, как "жертва" конфликта начала писать письма Президенту и в прокуратуру.

-- Недавно был концерт нашего оркестра в филармонии, -- рассказывает Александр. -- В тот день из всей камерной группы не выступал только я один. Поинтересовался, на каких основаниях мне не выдали костюм, но вопрос остался без ответа. Через несколько дней пришел на репетицию -- меня отказались отмечать в журнале посещаемости. Еще раньше, в сентябре, из моей зарплаты якобы за прогулы вычли 10 гривен...

-- Но ведь должно же быть какое-то логичное объяснение всем этим "ущемлениям"?

-- Оно есть. Я -- единственный, кто высказался против грубого поведения дирижеров: они обзывали оркестрантов и их игру, ставя под сомнение профессионализм музыкантов.

С этого момента начался конфликт скрипача Шевченко с дирижерами Молотаем и Барвинским. Страсти накалялись. Александру угрожали увольнением за прогулы и опоздания (их за полгода было около пятнадцати), Шевченко же "терроризировал" всевозможные инстанции, добиваясь "принятия мер" к своим обидчикам.

-- Многие музыканты согласны с моим мнением относительно несправедливого отношения со стороны дирижеров, -- утверждает Александр. -- Но говорят мне: "Саша! У нас семьи, дети, мы солидарны с тобой, но боимся потерять работу".

В поисках правды я отправился на одну из репетиций оркестра. Первым делом полистал "Контракт с творческими работниками Президенторкестра Нацгвардии Украины", пункт 6"д" которого гласит: "Руководитель обязан соблюдать требования профессиональной этики". Пункт 5"е" того же документа говорит, что "работник обязан соблюдать трудовую дисциплину" (то, что Саша ее нарушал, он и сам не отрицает).

Побеседовал с дирижерами. Оказалось, что Александр в разговорах с ними тоже выражений не выбирал. И еще одно: оба дирижера, пожимая плечами, говорили, что за десятки лет работы у них подобных конфликтов не было.

Артисты оркестра были довольно сдержанными в суждениях, несмотря на то, что ни дирижеры, ни Александр при разговоре не присутствовали.

-- Наши дирижеры, как и все творческие люди, очень эмоциональны, поэтому бывают вспыльчивыми, но это им можно простить, -- считает один из музыкантов. -- Профессор Анатолий Молотай работает уже 45 лет, сам воспитал восемнадцать дирижеров, руководил известнейшими коллективами. Наш оркестр создавал с ноля. Александр Барвинский -- второй дирижер оркестра Национальной оперы. Они -- профессионалы, этим все сказано.

О Саше Шевченко оркестранты отзывались как о человеке довольно вспыльчивом, умеющим неприятно "задеть", но смелом -- не каждый решится поднять такой шум.

-- Есть коллективы, которые существуют уже по десять и больше лет. У них свои традиции, годами установившиеся правила, -- рассуждают музыканты. -- А наш оркестр существует чуть больше года -- не удивительно, что людям, пришедшим из разных коллективов, нужно время, чтобы сработаться, притереться. Такой скандал раздувать не было смысла, все можно было уладить мирным путем и в самом оркестре -- чего выносить сор из избы?

Александр был почти уверен, что его уволят. Так и случилось. Вынесла вердикт и комиссия Главного управления Командующего Нацгвардии Украины, подчеркнув, что "утверждения о запугивании, моральном давлении и расправе над артистами оркестра... не подтвердились", в то же время "за некорректные, нетактичные высказывания Молотай и Барвинский строго предупреждены о недопустимости такого в будущем". Соломоново решение. Но Саша не признал себя побежденным и начал "вторую серию" бумажных атак.

P.S. Любой, даже самый мелкий конфликт, можно раздуть до гигантских масштабов. Не лучше ли, когда он только разгорается, последовать совету мудрого кота Леопольда? "Ребята, давайте жить дружно!"