1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (469) за 17.11.99

...ТРИ "РЕВИЗОРА" ПО ЗЕМЛЕ ПОЛЗУТ

Как известно, наш человек испытывает особую нежность к трудностям. В том числе, и человек театра. А какой автор -- самый трудный для воплощения на сцене? Олег Борисов, например, не задумываясь, отвечал: Гоголь. Кстати, Борисову много раз -- от киевской Русской драмы до БДТ и Малого театра -- предлагали сыграть роль Хлестакова. Не сложилось. В наше время великий актер, пожалуй, мог бы даже в Киеве выбирать, на какой именно сцене выйти в роли Ивана Александровича...

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ

Вот в декабре театр "Дружба" собрался провести фестиваль одной пьесы под названием "К нам едет "Ревизор". А ведь в Киеве уже появилось два Хлестакова -- в Русской драме и Молодом театре. Причем -- и тут уж не обошлось без свойственной Гоголю чертовщинки -- по разным обстоятельствам даже обе премьеры состоялись в один день.

Кстати, Театр Леси Украинки и режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Аксенов усиленно напирают именно на чертовщину. В программке обильно процитирован Дмитрий Мережковский -- "Гоголь и черт"; Хлестаков периодически предстает оборотнем; чиновники испытывают священный ужас, видя, как мистически сама открывается дверь, а периодически возникающая из тьмы бричка, нервно подпрыгивающая на вечной российской дороге, вызывает четкую ассоциацию с потусторонними "Мертвыми душами".

Здесь Хлестаков -- Антон Мухарский -- явный лидер спектакля. Его энергии подчинено все действие, и когда он исчезает со сцены, там явно чего-то не хватает. Городничий -- Юрий Мажуга -- подчеркнуто серьезен, как истинный ответственный работник при исполнении, чиновники карикатурно (многие -- весьма удачно) гротескны, а самое, пожалуй, неизгладимое впечатление оставляет Ольга Сумская в роли Марьи Антоновны: абсолютно закрасив легендарную красу, до неузнаваемости изменив голос и манеры, Ольга Вячеславовна действительно превратилась из Роксоланы в блестящую Актрису.

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО

"А в это время в замке шефа..." То бишь, по ТВ -- показали фильм "Ревизор" Сергея Газарова: с Никитой Михалковым--Городничим, Хлестаковым -- Евгением Мироновым, Осипом -- Арменом Джигарханяном; с Зиновием Гердтом, Владимиром Ильиным, Алексеем Жарковым и прочими звездами... Особенно сногсшибательны в этой компании были Марина Неелова -- Анна Андреевна и Олег Янковский -- Ляпкин-Тяпкин. Дочь городничего, Марью Антоновну, из рук вон плохо изображала личная дочь Никиты Сергеевича Анна Михалкова, так что, может и не к месту, вспомнилась хлесткая гафтовская эпиграмма: "Россия, слышишь этот страшный зуд? Три Михалкова по тебе ползут".

Когда интерпретируешь классическое произведение, главное -- сделать пусть небольшое, но лично свое открытие. Сергей Газаров открыл, что "Ревизор" -- это "Записки сумасшедшего". Классическая пара Бобчинский и Добчинский, по его версии -- это один сумасшедший субъект (Авангард Леонтьев), которому мнится, что его -- двое. Оттого и все неприятности: именно ему, безумному, привиделся столичный ревизор в проезжем пустоголовом молодом человеке. Откровенно говоря, что-то в этом есть. Хотя, некая надуманность и заставляет скучать уже через пару минут после столь выдающегося "откровения".

МАЛОРОССИЙСКИЕ ПОВЕСТИ

Вообще-то в Молодом театре никто не собирался ставить "Ревизора". Ставили "Хулия Хурыну" Миколы Кулиша. Учуяв во многом похожую коллизию -- у Кулиша тоже двух приезжих проходимцев принимают за важных столичных птиц -- худрук Станислав Моисеев решил устроить "театр в театре": герои Кулиша должны были в сельском клубе ставить "Ревизора". Потом замысел вдруг радикально изменили, и две пьесы зажили в симбиозе, единым спектаклем с диковатым названием "РЕхуВИлийЗОР".

Только после столь длинного комментария начинает проясняться путаница и всплывать истинный смысл тонкого режиссерского взгляда на вещи. Гротескная, цирковая арлекинада "Хулия Хурыны", с несусветно фантасмагорическими костюмами Елены Богатыревой, должна была изображать реальность, бытовую повседневность извращенной социализмом колхозной жизни, а сдержанная, почти реалистичная русскоязычная часть -- "Ревизор" -- была театром. Впрочем, им и осталась. И опять же, центр и стержень спектакля -- Хлестаков.

Постановки "Ревизора" за последние 170 лет можно разделить на две группы: в одних (начиная от первой постановки в Малом театре со Щепкиным) "верховодил" Городничий, в других -- Хлестаков (тут более всего памятен истории Михаил Чехов). Валерий Легин -- Городничий -- не менее серьезен, чем Юрий Мажуга, да еще плюс к тому "косит" под Кощея Бессмертного. А вот Алексей Вертинский -- Хлестаков -- безусловно, может занять достойнейшее место среди легендарных Хлестаковых. Магически притягательный в каждом плавном движении, абсолютно лишенный традиционной для этого героя суеты. В спектакле остался единственный момент "единства" двух пьес: гоголевский Хлестаков ритуально переодевается, превращаясь в кулишового кладбищенского сторожа. Вот тут -- правда -- мое, зрительское дыхание прямо-таки замерло на восторженном вздохе: "Ах!" Да уж, таких "кладбищенских работников" встретишь только в "Гамлете". Впрочем, именно к нему сейчас приступает Молодой театр. Первый шаг уже сделан.