1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (469) за 17.11.99

СКАЖИ МНЕ, КАКОЙ У ТЕБЯ IQ...

Честно говоря, работу я не искала. Я пошла в "Феникс" -- агентство по трудоустройству, только чтобы узнать, как именно здесь используют психологические тесты для подбора кадров. Знакомый, попавший с их подачи в хорошую фирму, уверял, что психологам понадобилось немного времени, чтобы удостовериться в том, какой он прекрасный работник и хороший человек.

ИГРА В ОЧКИ

Больше часа я сидела в офисе за компьютером и честно отвечала на вопросы. Чаще всего нужно было просто сказать "да" или "нет", но иногда приходилось решать задачки. В результате на бланке агентства мне выдали психологическую характеристику из трех разделов: личные черты, особенности взаимоотношений в коллективе и коэффициент интеллектуальности. Последний раздел меня особенно заинтересовал. Оказывается, показатель моего интеллекта -- 140 очков, то есть сверхвысокий!

-- Может, мне пора бросать журналистику и баллотироваться по меньшей мере в депутаты? -- спросила я психолога-консультанта агентства Викторию Шимко. -- Неужели вместо "горя от ума" придет "успех благодаря уму"?

-- Трудно ответить однозначно, -- признается психолог. -- Обыденный на Западе тест на определение коэффициента интеллектуальности, так называемый КИ, у нас, к сожалению, не применяют. Хотя определяется он просто и, на мой взгляд, достаточно надежен, поскольку отражает преимущественно врожденные способности и мало меняется с возрастом. Его иногда даже трактуют как показатель познавательных способностей человека. В США его среднее значение равняется ста очкам. Одаренные люди набирают 120--150 очков, а умственно неразвитые -- всего 50--75. Это весьма удобный метод для определения способностей человека к той или иной работе. Хотя бы предварительно. Правда, при том образе жизни и по тем критериям, которые приняты в развитых демократических странах.

"ЯЙЦЕГОЛОВЫМ" ПЛАТЯТ СВЕРХЗАРПЛАТУ

В США этот тест применяется в таких широких масштабах, что статистическая обработка результатов позволила ученым выявить две важные и достаточно неожиданные закономерности.

Во-первых, оказалось, что существуют явные этнические различия в величине КИ между черным, белым и желтым населением Америки. У белых преимущество перед чернокожими, а у желтых -- перед белыми. Напоминаю, речь идет о статистических, а не индивидуальных различиях.

А во-вторых, выяснилось, что с 60-х годов в США общество стало делиться на две группы -- с очень высоким и очень низким коэффициентом интеллектуальности. Между собой они практически не смешиваются. "Яйцеголовые", как иногда называют умников в США, занимаются новейшими технологиями. Они приносят сверхприбыли -- им платят сверхзарплату. Высокая образованность стала не только престижной, но и необходимой, чтобы добиться жизненного успеха во всех сферах, за исключением разве что искусства и спорта. Дольше и лучше учишься -- лучше зарабатываешь. А дольше учатся те, у кого КИ выше. Кстати, больших в умников в популяции всего 5%.

НА УМНЫХ И ГЛУПЫХ РАССЧИТАЙСЬ!

Зеркальное отражение этой привилегированной группы -- бедные с низкой познавательной способностью. Их тоже примерно 5%. Именно среди них больше всего тех, кто не в ладах с законом. Во всяком случае, у подавляющего числа преступников-рецидивистов коэффициент интеллекта весьма низок, обычно меньше 90. Выяснилось, что на государственное пособие также живут люди с преимущественно невысоким уровнем интеллекта.

Некоторые исследователи даже считают, что в постиндустриальных странах появились две "касты": люди с высоким и низким интеллектом, или попросту умные и глупые. Причем их изоляция друг от друга и степень выраженности различий со временем, то есть с достижением все более высокого уровня науки и техники, все увеличивается!

А как же в Украине? Оказывается, долгое время такого рода тесты были под негласным запретом. Да и сейчас некоторые ученые относятся к ним с недоверием. Государство такого рода исследования не финансирует. А народ своим КИ просто не интересуется -- все равно между статусом человека в обществе и уровнем его интеллектуального развития прямой зависимости нет. Интеллект, говоря словами специалистов, в нашем обществе не является приоритетной ценностью, а поэтому и нет социального заказа на изучение его роли в обществе.

ПО ИНТЕЛЛЕКТУ ИЛИ ПО ЗНАКОМСТВУ?

О чем-то можно судить только по результатам исследований, проведенных в России в конце 80-х -- начале 90-х. Тогда выяснилась неприятная и достаточно неожиданная вещь. Российское общество оказалось менее интеллектуальным, чем американское. Почему? Российские ученые выдвинули три гипотезы. Во-первых, страшные потери населения из-за войн, репрессий и социальных конфликтов. Во-вторых, сказались на потенциале страны алкоголизация, недостатки системы воспитания и образования, массовый распад семей. А в-третьих, по-видимому, существуют различия в самой структуре интеллекта. Может быть, например, у американцев мышление более логически формализовано.

А что касается разделения общества по уровню интеллекта, то в тогдашней России картина оказалась обратной американской! Среди партийной верхушки нередко были люди малоинтеллектуальные, нетворческие. На примере одной из областей в 1988 году выяснилось, что умственный уровень лиц, принадлежащих к тогдашней чиновничьей элите, был даже ниже, чем в среднем по популяции!

-- Сейчас у нас нет данных по Украине, чтобы построить целостную картину, -- говорит Виктория. -- Хотя ситуация явно изменилась. Например, произошел явный отток умных людей за рубеж, в те страны, где они имеют шансы получить более высокий, чем в Украине, общественный статус. Но, с другой стороны, благодаря частным вузам количество студентов значительно увеличилось. Я думаю, что тестирование, в том числе и по уровню интеллекта, все-таки постепенно войдет в нашу практику. Во всяком случае, мне все чаще удается убеждать заказчиков, что подбирать кадры выгоднее на основе объективной методики, а не просто по симпатии или "по знакомству".