1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (469) за 17.11.99

"ПРИДЕТ ВРЕМЯ -- ЛЮДИ БУДУТ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ"

Юрий Дубровин ("Живые и мертвые", "Вдовы", "Даурия", "Как закалялась сталь") считает себя "артистом эпизода". Но как бы ни прибеднялся Юрий Дмитриевич, факт остается фактом -- он настоящий Мастер эпизода в советском и постсоветском кинематографе. На последнем кинофестивале "Стожары" во время просмотра фильма Петра Луцика "Околица" самобытный талант этого артиста в который раз вызвал восторг зрителей.

Лично я очень болела за артиста и была просто счастлива, когда он победил в номинации "Главная мужская роль". В быту Юрий Дубровин -- совершенно не звездный, очень спокойный, мудрый человек, с которым хочется присесть на завалинку где-нибудь в тьмутаракани и болтать о превратностях судьбы, разглядывая дальнюю речку и ближний сельмаг с хлебом и калошами на пыльных полках.

"НА СВОЮ АКТЕРСКУЮ СУДЬБУ НЕ ЖАЛУЮСЬ"

-- Юрий Дмитриевич, все-таки, согласитесь, у вас нетипичная актерская судьба: снимались много и удачно, а популярности получали значительно меньше, чем люди, которые ее не очень и заслуживают. Почему так случилось, как вы думаете? Вы сами к этому не стремились?

-- (Удивленно.) Абсолютно! Когда-то на "Мосфильме" я считался королем эпизода. И считаю до сих пор, что хорошо сыграть эпизод -- иногда важнее, чем какую-то главную роль. Я эпизодов сыграл около 100, а главных ролей -- всего пять. Никогда ни от какой работы не отказывался и считаю, что в этой готовности работать есть глубокий смысл. Вот и сейчас я готов, только я никому не нужен.

-- Когда у вас была последняя работа в кино?

-- Я снимался очень активно -- в прошлом году: в картине Луцика "Окраина", в "Казацкой были" Гусарова. И, конечно, была очень дорогая для меня работа в фильме Алексея Германа "Хрусталев, машину!" -- я озвучивал в нем непрофессиональных актеров. Фильм очень сложный и страшный -- об ужасах, которые происходили в нашей стране в 50-е годы.

-- О "Хрусталеве" были разные отзывы. Вам лично такое кино близко?

-- Это настоящее искусство, а настоящее искусство не может не волновать. Что такое Гойя в последние годы жизни? Это бесконечная череда кошмаров и ужасов, но тем не менее это искусство, потому что открывает самое лучшее в душах людей.

-- Юрий Дмитриевич, вот вы так спокойно говорите о важности эпизода, необходимости принимать любое предложение, что хочется спросить: а как же пресловутая актерская амбициозность, тщеславие, которые, по утверждению большинства ваших коллег, являются главным стимулом для творческой карьеры?

-- Вероятно, по своему характеру я эгоист: многие фильмы, в которых я работал, я даже не смотрел. Для меня самое главное -- это сыграть, отдать себя, передать свое видение. (Внезапно.) Я убежден, что когда-нибудь придет такое время, когда люди будут разговаривать и понимать друг друга без слов.

-- Хотите сказать, что основной смысл вашей работы заключен в процессе, в возможности сбросить куда-то психологическое и эмоциональное напряжение?

-- Когда я снимался у Юрия Ильенко в "Легенде о княгине Ольге", то не мог спать, точнее спал по три-четыре часа в сутки. А ведь играл я там небольшую роль сумасшедшего. Эта роль потом была отмечена огромным множеством фестивалей. Или, например, я сыграл Юродивого в великой картине "Борис Годунов"... Поэтому никак не могу роптать на свою актерскую судьбу -- все сложилось. Я же переиграл огромное множество ролей.

"ПРОСТОТА В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ ВСЕГДА ПОДКУПАЕТ"

-- Юрий Дмитриевич, вы несколько десятилетий проработали на студии Довженко. Как вы думаете, почему вас охотнее снимали российские режиссеры?

-- Это, наверное, одному Богу известно. А еще, знаете как говорят -- "нет пророков в своем отечестве". Вспомните, что не только меня, но и Николая Гринько, Николая Олялина гораздо охотнее снимали на других студиях. А ведь они великолепные люди и потрясающие актеры!

-- Вы снимались у блистательных режиссеров. Кто из них оказал на вас самое сильное влияние -- в творческом и в человеческом смысле?

-- Моя дипломная работа -- роль Пети Золотарева в фильме Александра Борисовича Столпера "Живые и мертвые"... Столпер был человеком, который жил взахлеб -- преимущественно чувствами. Этот огромный человек, который в юности был коверным борцом, был потрясающим в работе -- он просто захлебывался от эмоций. Несмотря на свою всенародную славу, он был чрезвычайно прост в общении с людьми. Это подкупало.

-- А у Ларисы Шепитько вы разве не снимались?

-- К сожалению. Но очень много наблюдал семейный и творческий союз Ларисы и Элема Климова. Вот они, кстати, были людьми будущего в том смысле, о котором я говорил: не раз видел, как они идут по улице, разговаривают одновременно, но прекрасно понимают друг друга. Удивительная пара!

-- Как ни странно, вы один из немногих актеров советского кино, которых в прежние годы никогда не ругала критика. А ведь играли вы преимущественно отрицательные роли. Любили общаться с журналистами?

-- Почему не ругали -- Бог его знает, но такого случая не упомню. А корреспонденты ...(С детской непосредственностью.) Я всегда избегал их! Вы же видите, я не умею говорить...

-- Да? А по-моему, неплохо говорите -- вполне связно и осмысленно.

-- (Хохочет.) Ну, значит, на старости лет научился. Более того, сейчас я уже понял, как важна хорошая реклама для артиста.

"СЕГОДНЯ ТРУДНО ЗАРАБОТАТЬ ДАЖЕ НА ХЛЕБ И СПИЧКИ"

-- В последние годы вы переехали жить в Россию. Это связано с какими-то личными обстоятельствами?

-- У меня очень старенькая мама, которая живет в городе Ряжске Рязанской области. Я переехал туда присматривать за ней, дабы сделать ее старость более-менее спокойной. Но особо не получается... (Смеется.) Она у меня человек старого уклада, а я пришел и начал там все рушить. Переделал полностью двор, построил гараж, ванную, туалет.

-- Маме это не нравится?

-- Сначала было столько слез... Но когда появились первые результаты -- она была счастлива. Разве вас, женщин, поймешь?

-- Трудно живется людям в глубинке?

-- Ну, конечно. Работают, в основном, на хлеб. Потому что пенсии на него элементарно не хватает. Моя пенсия русскими деньгами 410 рублей 10 копеек, а буханка хлеба стоит 4 рубля 80 копеек. А надо еще платить за газ и прочие вещи.

-- А ведь в прежние времена артисты кино неплохо зарабатывали.

-- И сейчас тоже! Наташа, о чем вы говорите! Другое дело, что в прежние времена работы было несравнимо больше. Вот я получил за последние две работы вместе 4 тысячи долларов. И у Леши Германа примерно столько же. На эти деньги я сумел купить машину, построить гараж, отремонтировать усадьбу, сделать паровое отопление.

-- Деньги... Они знаете ли, так любопытно, подчас неожиданно, проявляют людей. Помните времена, когда вы учились во ВГИКе, когда начали сниматься и заработали первые деньги? Счастливы были? И вообще, какую роль они всегда играли в вашей жизни?

-- (Очень горячо и как-то по-детски.) Наташа, поверьте мне, вот по сей день: если они есть -- я на них не обращаю внимание, а если их нет -- я, конечно, ощущаю их недостачу. Как-то меня положили на операцию с язвой желудка, надо было срочно оперировать, но смогли сделать это только через три месяца: такая у меня была дистрофия, весил 36 килограммов.

-- Ничего себе! Так вас пришлось откармливать?

-- Увы. Мне ничего не помогало. Удалось это только одному врачу, который имел колоссальную практику в Анголе. Он мне сказал: "Если вы не начнете лечиться по моей методе, то помрете через неделю". А метода его состояла в следующем: никаких диет, лекарств, есть все, что я хочу, невзирая на язву. И два раза в неделю прочищать организм -- сверху и снизу, извините за подробности. Через несколько недель я поправился и пошел на операцию.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

-- Юрий Дмитриевич... Страшно думать о будущем?

-- Понимаете, от всего этого безумия, от своей неподготовленности к нынешней жизни -- я не знаю как жить дальше. Есть у меня сэкономленная тысяча рублей. Но что это сегодня? Поэтому жду новых предложений.

-- А ваша семья сейчас с вами?

-- Распалась моя семья, к сожалению. Но я общаюсь с детьми, внуками и счастлив, что мы сохранили прекрасные отношения. Вообще, люди дают огромное счастье и большую надежду в жизни. Вот даже там, где я сейчас живу, меня знают, любят и оказывают такую поддержку, какую могут дать только простые люди. Если бы вы видели, как они смотрели "Окраину"! Сейчас вот вернусь с фестиваля, нам будет о чем поговорить... Всегда нужно надеяться на лучшее.