1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (470) за 18.11.99

"КЕМ РАБОТАЕШЬ?" -- "ТУАЛЕТНЫМ УТЕНКОМ"

Учителя перепрофилировались в торговцев на рынке, а инженеры -- в "челноков". Таково веяние рынка. Не удивляет нас и другой элемент "рыночных отношений" -- человек, облаченный в яркие щиты и разгуливающий по улицам со скучающим видом; или гоняющийся за прохожими, чтобы вручить заветный купончик; зазывающий в магазины "с бешеными скидками" или у метро раздающий рекламные проспекты...

Эти люди несловоохотливы. Во всяком случае, мне такие попадались. Многие просили не указывать их имена, не хотели фотографироваться. Стесняются, наверное. Нас когда-то учили, что все профессии -- почетны и нужны. Но ведь раньше и профессии такой не было -- человек-реклама.

Подхожу к мужчине в ярком цилиндре, раздающему рекламные "листовки" у одной из станций метро:

-- Редкая у вас профессия.

-- Это не профессия, -- сказал, как отрезал. -- Даже не работа, потому что работу нужно любить. Это "дополнительный заработок". -- Далее грустно. -- А по профессии я врач.

А вот Жене, симпатичному молодому парню, ежедневно с четырех до семи вечера превращающемуся в компьютерный системный блок, работа нравится:

-- Иногда "достает", конечно, -- признается Женя. -- Впрочем, все зависит от моего настроения и от погоды. (Увесистая жестяная коробка на плечах вряд ли может стать причиной хорошего настроения. -- Авт.)

-- Устаешь?

-- А ты как думаешь? -- риторический вопрос вполне уместен. Благо, Женя хоть зарплатой своей доволен и тем, что лишь у немногих есть возможность каждый день по несколько часов наблюдать за прохожими.

Среди "сендвичменов" и уличных агитаторов редко встретишь улыбающихся людей. Иногда ходят парами по Крещатику парни и девушки -- рекламируют какие-то сигареты. Вот только их улыбки у нас почему-то принято называть "американскими" -- широкие, белозубые и... пресные.

-- Я долго приучал себя не обращать внимания, когда в упор разглядывают не рекламный щит, а меня, -- рассказывает Дмитрий, облаченный в какие-то "скидки". -- Все равно чувствуешь себя если не посмешищем, то в любом случае дискомфортно.

Сродни живой рекламе и "люди у входа". Возле одного из многочисленных кафе в центре столицы стоит девушка -- в любую погоду, в одном и том же черном костюме, с бейджем на кармашке. А ее работа заключается в том, чтобы сказать посетителю: "Добрый день! Добро пожаловать!" Может, для кого-то лакеи, портье и швейцары, открывающие двери -- непременный атрибут нашего возрастающего благополучия. Но многие -- уверен -- чувствуют себя неловко: "Да я и сам, собственно, могу открыть дверь. Все равно, спасибо вам большое..." И далеко не каждый догадывается, что эти люди у входа ждут чаевые.

Мы и вправду стали жить лучше -- нет бесконечных очередей, исчезло одно из значений слова "выкинули" (колбасу, сахар, туфли, водку...), и город именно для нас пестрит рекламой, в том числе живой -- клоунами, зазывалами, агитаторами. Мы -- центр интересов. Мы -- клиенты. Пусть другие заботятся, как сделать так, чтобы мы что-то захотели купить.

И все же мы -- прохожие. На ходу хватаем всученную нам бумажку, тут же отправляем ее в мусорную корзину или машинально суем в карман. Но чаще всего, завидя "человека-рекламу", откровенно корчим такую мину, чтобы сразу стало ясно -- не нужны мне твои купоны, буклеты, билеты...

Проходим мимо -- не улыбнемся в ответ, не подумаем: кто внутри клоунского костюма? Мы привыкаем к ним понемногу. И если на вопрос "Кем ты работаешь?" получим ответ -- "Туалетным утенком" или "Стиральной машиной", вряд ли удивимся...