1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (470) за 18.11.99

МУСОРОВОЗ, ВЫТРИ "НОГИ"!

Сегодня в центре Днепропетровска уже нет куч мусора, которые еще пару лет назад "украшали" его, но до сих пор не решена наболевшая проблема: как, за какие деньги и куда вывезти мусор.

ПТИЦЫ СО СВАЛКИ МЕШАЛИ САМОЛЕТАМ

До недавнего времени вывозом мусора в городе занималось только бывшее госпредприятие "Днепрокоммунтранс". Несмотря на свое монопольное в прошлом положение, мусорщикам было очень трудно находить общий язык с заказчиками: неплатежи превратились в хроническую болезнь. Кроме того, в автопарке "Днепрокоммунтранса" более сотни мусоровозов, однако только 5% из них служат менее пяти лет, а треть машин отработали 10 лет и более.

Но, пожалуй, главное в том, что долгое время мусор вывозить было некуда -- органы санэпиднадзора и Минприроды закрыли три городские свалки за несоответствие нормам экологической безопасности. Говорят, одна из них не давала жизни днепропетровскому аэропорту -- летом его осаждали мухи, а круглый год -- птицы, кормившиеся на свалке. А что такое птицы в районе аэропорта, надеюсь, объяснять не надо. На самой же большой городской свалке -- возле поселка Игрень -- по оценкам специалистов, глубина загрязнения грунта составляет 25-26 метров!

После закрытия свалок мусора меньше не стало, скорее, наоборот: его стали сбрасывать на так называемых "районных свалках", а зачастую -- вообще где ни попадя. Его сжигали дворники -- на Днепропетровский мусоросжигательный завод надежды было мало: дотаций из бюджета он не получал.

ГОЛЛАНДСКИЙ ГРУЗОВИК НА НАШИХ УЛИЦАХ НЕ РАЗВЕРНЕТСЯ

Городские власти обратились за помощью в министерство экономики Королевства Нидерланды. Результатом переговоров стал пилотный проект по утилизации бытовых в одном из районов города. Мощные, вместительные голландские мусоровозы способны собирать мусор и прессовать его в брикеты.

Но есть несколько "но". Во-первых, огромный голландский грузовик с трудом развернется на центральных улицах. Не говоря уже о том, как он будет заезжать в маленькие дворики в кварталах 50-х годов постройки. Во-вторых, бесплатно город получит два грузовика. Остальные придется покупать, а каждая машина стоит более 120 тысяч долларов. Хотя это вовсе не значит, что от проекта Днепропетровск отказывается. "Голландский вариант" должен стать важным звеном в системе утилизации мусора, предложенной днепропетровскими предпринимателями.

НА СВАЛКЕ МУСОРОВОЗЫ ДЕЗИНФИЦИРУЮТ КОЛЕСА

В декабре прошлого года, когда за вывоз мусора в городе взялась частная фирма "Экология", ситуация изменилась к лучшему. И дело не только в ликвидации монополии. Хотя и это ценно -- частники не мирятся с неплатежами, работают напрямую с жэками и квартальными комитетами в частном секторе: сегодня своими 32 машинами фирма вывозит 25-30% городского мусора. Главное, что создала "Экология" -- это уникальный для Украины полигон для захоронения бытовых отходов. Здесь соблюдены все европейские стандарты экологической безопасности.

Свалкой назвать полигон не поворачивается язык. Площадка, на которой будут "хоронить" отходы, выложена краснобурой глиной. Этот защитный экран не пропускает в грунт даже каплю воды с вредными веществами. Мусор привозят на площадку и утрамбовывают. Здесь установлены реперы -- специальные трубы с разметкой. После того, как уровень утрамбованного мусора поднимается до двух метров, его пересыпают песком и начинают насыпать второй слой. Реперы служат еще для одной цели: через 3--4 года, по расчетам специалистов, по ним должен пойти продукт гниения мусора -- метан. Этот газ "Экология" предполагает поставлять в близлежащие села.

Одна маленькая деталь -- на полигоне есть даже дезинфекционный барьер для мусоровозов. Прежде чем выехать за территорию свалки, каждый грузовик должен помыть колеса в двух "ваннах" -- с чистой водой и с известью пополам с опилками, чтобы не вынести грязь на трассу. И, наконец, на полигоне пробурены три скважины для исследования чистоты грунтовых вод. Даже если глиняный экран прорвет, загрязненную воду можно будет откачать насосами.

Террасы из утрамбованного мусора постепенно будут подниматься на первой очереди полигона. И только когда их уровень сравняется с близлежащим склоном, полигон начнут расширять. По оценкам специалистов "Экологии", он готов к захоронению всего бытового мусора, образующегося в полуторамиллионном городе. Его мощностей должно хватить на 14 лет. Это если отходы не перерабатывать. А если их сортировать и извлекать полезное -- то на все 20 лет.

25% МУСОРА МОЖНО ВЫГОДНО ПРОДАТЬ

Планируется, что сортировать мусор будут. Сразу на нескольких конвейерах отфильтруют "полезные" отходы -- цветные и черные металлы, бумагу, картон и даже пресловутую пластиковую тару, которая, оказывается, не так уж безнадежна. Из нее можно "шить"... одежду -- такая японская технология в распоряжении "Экологии" есть. Затем мусор рассортируют на горючий и негорючий. Первый перевезут на мусоросжигательный завод, а второй -- на полигон. Здесь-то и пригодятся голландские грузовики. Специалисты подсчитали: чтобы перевезти весь мусор с левого берега Днепра на правый, где расположен полигон, достаточно одной ходки одного грузовика в сутки.

По замыслу директора "Экологии" Станислава Хлавновича, все организации, которые сейчас занимаются вывозом мусора в городе (а их -- крупных и мелких -- около десятка) должны объединиться в единый производственный цикл. Если все пойдет, как задумано, то уже в начале весны в Днепропетровске "мусорных " проблем не будет.