Выпуск газеты Сегодня №216 (471) за 19.11.99
ЕСЛИ БЫ НЕ ПОХИЩАЛИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА,
Молодежная среда, чьей поддержкой еще четыре года будет гордиться Леонид Кучма, очевидно, переживает период революционных пертурбаций.
ТРИ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ТРИ ПАРЛАМЕНТА... И ЭТО ЕЩЕ НЕ ПРЕДЕЛ
Одним из красноречивых проявлений политической структуризации общества стало величайшее разнообразие молодежных движений и организаций, созданных при взрослых партиях по их образу и подобию. Объединивший их всех под государственной крышей Украинский национальный комитет молодежных организаций (УНКМО) стал первой попыткой централизации молодежного движения. Ветераны молодежных революций начала 90-х вспоминают, что их революционная ситуация потерпела окончательный крах после... создания УНКМО. Молодежные лидеры больше не хотели бунтовать, поскольку им дали реальную возможность "порулить".
Дальнейшие попытки преодолеть архаику "смутных времен" стали заметны в виде создания молодежного парламента и молодежного правительства. Точнее названия не придумаешь для структуры, которая уже далеко не столь массовая, как стихийное молодежное движение, и состоит преимущественно из людей, которые знают, чего они хотят. Прежде всего -- легализации во взрослой политике. Однако, единой "кузницы кадров" в Украине не получилось. Сейчас в Украине целых три молодежных правительства. Всеукраинский молодежный парламент, созданный по инициативе упомянутого выше УНКМО, Молодежный парламент и молодежное правительство. Существует еще один Молодежный парламент, не имеющий всеукраинского статуса и возникший по инициативе лидеров Партии труда.
Каждое из правительств находится друг к другу в глубокой оппозиции, поскольку на кону не просто признание чьей-то эксклюзивности (как единого центра молодежного движения), но и государственное финансирование. Поначалу противостояние "парламентов" имело идеологическую основу.
УНКМО курировался непосредственно Александром Морозом -- в бытность его спикером парламента -- и был неким оплотом левых политических сил в молодежном движении, в то время как вокруг альтернативного парламента сплотились молодежные течения правоцентристов. С приходом Виктора Медведчука на пост главы национального совета по вопросам молодежной политики идейный конфликт, казалось бы, себя исчерпал. УСДМ (молодежное ответвление СДПУ(о) к этому времени захватывает ключевые позиции в УНКМО, а сам Комитет окончательно переключается на поддержку кандидатуры Кучмы.
Но между парламентами разгорались нешуточные войны -- доходило и до громких обвинений УНКМО в финансовой нечистоплотности, и даже до похищения среди бела дня молодежного премьер-министра группой "неизвестных молодых людей".
Основой концепции молодежного правительства является его структура, точь-в-точь дублирующая систему "взрослых" систем исполнительной власти. А главной задачей -- утверждение молодежных министров на позициях советников и референтов министров действующих. Не менее жесткой выглядит и борьба за региональные филиалы. Там-то и происходит большинство коллизий и парадоксов. Если в столице еще хватает амбициозных молодых людей и на три независимых "парламента", то у регионов и на два кадров не наберется. Посему местная молодежная элита свободно перетекает из одного стана в другой, в зависимости от того, кому удается найти общий язык с местными администрациями -- основного источника финансирования в регионах.
ОФИЦИАЛЬНО НИКТО НЕ ЗАЯВЛЯЛ О ПОДДЕРЖКЕ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ. ОДНАКО НЕОФИЦИАЛЬНО...
Взрослые политики стараются не замечать "молодежной возни", справедливо полагая, что здоровая конкуренция только развивает бойцовские качества в подрастающей смене. Тем более, что цель рано или поздно должна была оправдать вложенные в молодежь средства. С приближением выборов стало понятно, что наиболее действенная часть молодого поколения найдет себе применение в штабах кандидатов.
Официально же ни один из молодежных парламентов не заявлял свою позицию относительно поддержки того или иного кандидата. Объяснение простое -- они вроде бы преследуют цели повышения общей электоральной активности молодежи. На деле же из-за политической разношерстности своих рядов в регионах, местные молодежные парламенты самостоятельно определялись на штаб кого из кандидатов работать. В результате, единство в поддержке Леонида Кучмы выразила разве только Молодежная партия Украины, на политическом сцене стоящая обособленно от молодежных политических группировок по интересам. Во-первых, из-за нежелания примыкать к априори слабым блокам, во-вторых ввиду своих интересов во "взрослой" политике.
Вообще же, электоральные потребности "взрослой политики" стали своеобразным тестом на выживание для молодежных партий, наиболее твердо стоящих на ногах -- УСДМ, НДЛМ и ОПР МПУ. Их численность (в общей сложности -- 30 тысяч человек) помогла избежать фиктивной массовости трансукраинской акции "Обери майбутнє!" и других пропрезидентских проектов. Правда, не обходилось без побочных эффектов. Так, административно-командный принцип сбора участников митингов зачастую был слишком прозрачен, а методы наглядной агитации, изготовленные профессиональными рекламистами, очень уж искренне выдавали свое происхождение.
ЛОМАТЬ СТЕНЫ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ МОЖЕТ КАЖДЫЙ
Впрочем, это особенности работы с нынешней молодежью, за которую многое приходится делать на данном историческом промежутке. Ломать для телекамер макеты "берлинских стен" из папье-маше, заботливо отстроенные взрослыми дядями -- таковы реалии рафинированных протестантов, разучившихся самостоятельно строить баррикады.
Впрочем, все это можно списать на спешку и сумбур переходного этапа. Гораздо более серьезные перспективы перед молодежным фактором уже открылись. Даже самые деликатные прогнозы сегодня сводятся к одному: потенциал в молодежной политике накоплен, и после непродолжительных разборок будет незамедлительно пущен в дело. Судя по всему, в самом ближайшем будущем на сцене появятся несколько молодых политиков, чья раскрутка будет строиться на идее tabula rasa-человека, доселе не замешанного в политической возне. Как утверждают политологи, образ молодого и незапятнанного лидера -- наиболее вероятен в следующей президентской гонке.