1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №216 (471) за 19.11.99

"НУЖНО СНИМАТЬ КИНО О ЛЮБВИ. ЭТО НА ВСЕ ВРЕМЕНА!"

В прежние времена проблема культурного обмена имела свои особенности: встречались часто, но обсуждать можно было далеко не все. Сегодня этой проблемы не существует, но и встречи стали большой редкостью -- нет денег на поездки, фестивали, совместные проекты.

Именно поэтому журналисты редакции "Сегодня" стали инициаторами "круглого стола" (а проводился он в рамках кинофестиваля "Стожары") с югославскими и польскими кинематографистами. Нашими гостями были звезда польского кино актер Даниэль Ольбрыхский, известный кинокритик Януш Газда, югославский актер и режиссер Лазарь Ристовский и актер Бата Живоинович.

"НАРОД УЖЕ МЕЧТАЕТ УСЛЫШАТЬ В КИНОТЕАТРАХ РОДНОЙ ЯЗЫК"

-- Думаю, для наших гостей не секрет, что в Украине ситуация с кинопроизводством пока остается тяжелой -- в 99-м году снято всего несколько фильмов. Многие украинские актеры -- без работы и находятся в состоянии депрессии. Расскажите, что происходит с кинематографом в ваших странах.

Б.Ж.: -- За четыре военных года -- в Югославии, в частности в Сербии, снято десять фильмов. У нас существуют огромные проблемы с финансированием картин, так как снимаются они в основном на деньги спонсоров. И тем не менее, фильмы, снятые за последние два года, очень хорошо приняты во всем мире. Раньше мы снимали фильмы про войну, а сейчас в выборе тем учитываем пожелание публики.

Л. Р.: -- Несколько дней назад я прилетел из Афин, с кинофестиваля, где был представлен мой фильм "Белый костюм" и должен подтвердить, что к балканскому кино есть огромный интерес во всем мире. К счастью, война не прервала процесс кинопроизводства. У наших режиссеров есть органическая потребность работать и только этой жаждой можно объяснить то, что мы снимаем, когда снимать практически невозможно. Мы очень гордимся тем, что в Югославии зрители предпочитают смотреть отечественное кино, а не американское. "Белый костюм" уже посмотрели 500 тысяч зрителей, а "Титаник" только 300 тысяч.

-- В Украине несколько лет назад окончательно развалился кинопрокат -- люди перестали ходить в кинотеатры. Ходят ли в кино у вас?

Б.Ж.: -- У нас сегодня в театрах и кинотеатрах -- аншлаги. В Югославии есть несколько крупных дистрибьюторов, которые с успехом занимаются прокатом отечественного кино и даже вкладывают часть (правда, небольшую) в производство. Но есть другая беда -- разрушена производственная и техническая база, нет лабораторий для обработки пленки и многого другого.

Д.О.: -- Вы знаете, после выхода "Огнем и мечем" Гоффмана в Польше люди просто забыли об американском кино. Это естественно: когда чего-то слишком много -- оно рано или поздно надоедает. Народ в конце концов начал мечтать услышать польский язык. Немалую роль в этом сыграла экономическая стабилизация -- появился средний класс, который может позволить себе тратить деньги на кино. И это невероятный успех моей страны.

"СТАЛО ПРИЯТНО ЗАЙТИ В КИНО С ДЕВОЧКОЙ"

-- Существует ли какой-то законодательный механизм, поощряющий вклад инвестиций в кинематограф. Или спонсорство -- это исключительно вопрос личных отношений?

Б.Ж.: -- Есть закон, обязующий Министерство культуры Югославии участвовать в кинопроизводстве. Но речь идет о небольших суммах -- около 100 тыс. марок.

Д.О.: -- А у нас деньги на производство дают не только спонсоры, но и телевидение. ТВ -- крупный производитель кино в Польше. Теперь же, после успеха "Пана Тадеуша" Вайды, "Огнем и мечем" Гоффмана, в этом появился еще больший смысл. Я бы сам вынул из кармана и дал деньги режиссерам такого уровня -- они умеют программировать успех.

-- К счастью, и в Украине, и в России за последние годы (так же как и у вас), не смотря ни на что, появилось несколько интересных картин. Тем не менее, ситуация с прокатом не изменилась: люди с большим интересом смотрят американское кино...

Я.Г.: -- Поначалу и у нас так было -- абсолютно пустые залы. Очень плохие кинотеатры плюс кризис платежеспособности. Потом постепенно стали появляться кинотеатры с "долби-системами", грамотные дистрибьюторы, -- и произошло чудо: стало приятно ходить в кино...

Д.О.: -- ...Посидеть с девочкой в буфете. (Общий смех.)

Я.Г.: -- У нас много частных продюсеров. Но они не спонсоры: они ищут деньги, зная как их потом вернуть. Что касается ТВ, то оно дает на производство от 50% до 80% средств. Но есть один нюанс. Прокатом занимаются частники -- чаще всего на американские деньги, и бывает что ставят американские картины в ущерб польским. Мы считаем, что нужно сделать одну важную вещь: создать специальный кинофонд. Вы спросите: где взять для него деньги? Из кинотеатров, которые следует обложить дополнительным налогом за демонстрацию американских фильмов. Ведь они приносят огромную прибыль. И эти "налоговые" деньги могут идти на производство польских картин. Так, например, поступают во Франции.

"МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ УЕЗЖАЮТ В АМЕРИКУ"

-- Каждая эпоха, каждое поколение имеет своих героев. Какое кино, какие герои будут интересными для зрителей завтра?

Д.О.: -- О любви! А что касается того, какие нужны герои на экране... Разные!

Л.Р.: -- Последняя бомбардировка закончилась в Югославии несколько месяцев назад. Казалось бы, потребность в темах возникает в силу проблем, которые диктуются жизнью. И все же я решил сделать фильм о любви, а не о войне. Моя картина об универсальных ценностях, это всегда нужнее зрителю.

-- Есть ли в Польше и Югославии молодое поколение режиссеров, которые достойно подхватили бы эстафету Вайды, Занусси, Паскалевича?

Б.Ж.: -- Я считаю, что все, что было и есть у славянской Европы, -- это талант. Безотносительно ко времени и политической ситуации. В Польше, Чехии, Югославии, России постоянно появляются молодые художники, которые способны сказать новое слово в кино. Жаль только, что многие из них уезжают в Америку...

Я.Г.: -- Не уверен, что сейчас в Польше есть группа молодых, которые способны выразить себя и свое время.

Д.О.: -- Единственный человек, который пытается это делать, как ни парадоксально, -- актер. Он взял камеру и стал режиссером.

Б.Ж.: -- Есть молодые режиссеры, которые снимают интересное кино. Но у нас разные позиции. Скажем, режиссер Драгоевич, снявший представленный на кинофестивале "Стожары" фильм "Рана", уехал в Америку. Он уехал потому, что не согласен с политикой нашей страны. Его фильм о наркоманах -- людях, потерявших идеалы, людях вне поколения. Мне кажется, что сегодня такое кино вредно для Югославии.

-- Спасибо за интересную беседу. Несмотря на то, что мы живем в разных странах, мы нуждаемся в сотрудничестве, общении и дружбе с вами.
Наталья ВЛАЩЕНКО, Виктория МУРАТОВА,
Наталья ХРАМОВА, Наталья ХОМЕНКО,
Виктор ШЛИНЧАК, Татьяна БУТУСОВА