1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №217 (472) за 20.11.99

ЛЬГОТНИК И "МАРШРУТКА" -- ПОНЯТИЯ НЕСОВМЕСТИМЫЕ?

Быт, "заедавший" горожан десятки лет, наконец обернулся долгожданным комфортом. Привычным зрелищем стали автобусы, вереницей выстроившиеся перед остановкой в ожидании пассажиров. О таком не мечталось даже в самом радужном сне времен "застоя". Да что там "застой" -- еще несколько годков назад узникам спальных районов приходилось по-звериному брать на абордаж свой трамвай или автобус N-го маршрута. При беспросветном дефиците общественного транспорта спасением стали маршрутные таксомоторы. Сегодня с коммерческими автобусами настолько свыклись, что трудно представить: они появились в столице всего три года назад.

МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ

Ныне столица полностью охвачена сетью 190 маршрутов таксомоторов. Ежедневно они перевозят 500 тысяч киевлян. Львиная доля "маршруток" приходится на Троещину и одноименный вещевой рынок: 220 автобусов со всех концов Киева. "Обложили" станции метро -- особенно "Петровку", "Левобережную", "Святошин". Рекордное количество машин курсирует по маршрутам: "Шулявская" -- "Лыбидская" и "Петровка" -- Индустриальный мост. Связали таксомоторы Петровку и Виноградарь, Троещину и Дарницу, Ново-Беличи и площадь Победы, Нивки и Софиевскую Борщаговку. 191-й от метро "Лесная" до улицы Будищанской в новостройках Троещины просто выручил -- до него и выехать оттуда было нечем. Но большинство таксомоторов дублирует маршруты обычных автобусов и троллейбусов: майдан Незалежности -- улица Щусева, метро "Петровка" -- Бальзака. Так пассажирам предоставляется альтернатива -- ехать чуть дороже, но быстрее и с комфортом.

Родились и три ночных маршрута: с вокзала -- на Троещину, в Кадетский Гай через Севастопольскую площадь и по Борщаговке на улицу Зодчих. Машины курсируют с 23.00 до 7.00 каждый час. С полуночи и до 6.00 ночной тариф возрастает до 50 коп. за км. Зато и ночью можно добраться домой за пятерку (ушлые ребята-таксисты меньше чем за червонец в машину в эту пору не посадят). График приурочен к прибытию поездов -- жаль, провинциалы об этих маршрутках не знают.

Как известно, к хорошему человек привыкает быстро. Избаловавшись, киевляне уже ворчат, что кроме коммерческих не осталось обычных автобусов, в которых можно ехать по месячному проездному абонементу или льготникам. Что в погоне за длинным рублем выпускают на линии лишь таксомоторы, в которые берут пассажиров только за живые деньги. Между тем, в Службе пассажирских перевозок городского управления транспорта уверяют, что количество машин на линиях осталось прежним. А вот таксомоторов -- все больше, растет и число перевозимых ими людей. Ныне перевозками пассажиров на маршрутках занимаются уже 36 организаций. Из них 8 -- коммунальные предприятия и АТП, которые возят киевлян и общественным транспортом. Еще -- закрытые акционерные общества "АвтоСвит" и "Транспортник". А кроме того -- множество частных фирм и предпринимателей. Дополнительно к общественному транспорту они ежедневно выкатывают на улицы Киева 1300 машин.

ГДЕ 40 КОПЕЕК, ТАМ И 50

Сегодня стоимость проезда во всех "маршрутках" -- не ниже 50 копеек. Даже те, кто держал планку на 40, после бензиновой лихорадки подняли цену до полтинника (а грозились до гривни!). Проверки управления ценовой политики показали, что себестоимость перевозок 50 коп. "с носа" не покрывают. Неужели они, бедные, работают себе в убыток? Трудно поверить -- ведь армада таксомоторов растет, как грибы после дождя. Возить людей разрешено только на "сидячих" местах, но в часы пик и в выходные дни "маршрутки" нередко набиты пассажирами "под завязку" -- водители не против. Ведь тогда неучтенный доход возрастает вдвое-втрое. К тому же далеко не всегда пассажиров обилечивают. Но чтобы жизнь медом не казалась, в будущем году налоговики собираются обязать оснастить маршрутные таксомоторы кассовыми аппаратами. Однако покупать их пока негде, так что частники надеются продержаться без нововведения -- хоть и под угрозой штрафов.

Бич маршрутных таксомоторов -- их неэволюционировавшие собраться, "левачащие" на свой карман. Ежедневно по городу рыскают на "халтуре" 350 машин, отбивая пассажиров у коммерсантов "в законе" и внося дезорганизацию в график (больше всего их на Троещине и Петровке). Джентльмены удачи "крутятся" на свой страх и риск -- встреча с конкурентами не сулит ничего хорошего: какой хозяин потерпит чужака на своей территории? Обидно: одни удобряют поле, вкладывая силы и средства, платя налоги и побеждая в тендерах, а другие -- воровато срывают плоды... Как признаются шоферы, на этой почве конфликтов хватает, но до поножовщины и мордобоя пока не доходило. Бороться с халтурщиками пытаются в рейдах с ГАИ и налоговыми инспекторами. Пойманным за рулем грозят штрафы за провоз пассажиров без билетов. Транспортники предлагают более жесткую кару -- лишать на полгода номерных знаков. Все-таки "шаровики" не только отбивают хлеб у профессионалов, но и подвергают риску жизнь пассажиров. Небезопасно вверять себя в руки водителей-нелегалов: в отличие от них, шоферы-профи перед выездом проходят спецмедосмотр, а таксомоторы -- техконтроль.

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР!

Есть у таксомоторов доходные места: на дороге жизни "Железнодорожный вокзал -- Центральный автовокзал" в будни прибыль здесь в среднем составляет 170 грн., а в выходные дни -- все 250. Но есть и маршруты иного рода... Такой достался Любови Орешиной, единственной женщине в этом бизнесе: от метро "Лесная" до улицы Милославской в конце Троещины. Любовь Яковлевна -- и хозяйка маршрута, и сама за рулем одной из четырнадцати "ГАЗелей" от зари до зари. Но льготникам не отказывает -- берет и четверых в 16-местный микроавтобус. Это -- редкость, поэтому Бог ей в помощь! А вот водитель 157-й маршрутки Петровка -- Троещина на вопрос, берет ли льготников, ответил категорическим "нет". Перечислив множество причин: убытки от бесплатной перевозки людей не возмещают, а расходы на содержание новенького таксомотора все растут -- топливо, запчасти...

"Если заставить водителей коммерческих рейсов перевозить все категории льготников, этот вид транспорта просто умрет, его завтра не будет, -- уверен замначальника хозрасчетной Службы пассажирских перевозок Николай Копачевец. -- Ветераны обижаются, что их игнорируют, но должны понять: таксомоторы разгрузили салоны трамваев, автобусов и троллейбусов. Благодаря чему льготники получили возможность хотя бы войти в общественный транспорт, который еще три года назад брали штурмом".

"Я МАЮ ПРАВО МАТИ ПРАВО"

Государство дало некоторым гражданам -- ветеранам, пенсионерам, инвалидам, чернобыльцам -- право бесплатного проезда. Вот только не удосужилось разработать механизм возврата средств. "Законом Украины о государственном бюджете на 1998 и 1999 годы не предусмотрены компенсации затрат предприятиям городского пассажирского транспорта за перевозки льготных категорий граждан. Между законами, которые гарантируют льготы на бесплатный проезд, и бюджетным законодательством существуют противоречия", -- так расценивает ситуацию заместитель генерального прокурора Украины Ольга Колинько.

Руководство Службы пассажирских перевозок считает, что раз уж компенсации за провоз льготников теперь не поступают, то проблему надо решить путем выделения ветеранам, инвалидам адресных доплат на проезд. Такая "переадресовка" позволит транспортникам освободиться из плена правовых нестыковок. Что ж, -- тогда деньги будут "не доходить" не хозрасчетным предприятиям, а обездоленным ветеранам и инвалидам?.. Помилуйте, но у этой категории граждан, в отличие от других льготников -- судей, прокуроров, депутатов -- действительно нет денег на транспорт. (А на поездку "туда-обратно", да еще с пересадкой, в Киеве надобно минимум полторы гривни в день.)

"Нигде в мире нет бесплатного проезда!" -- возмущаются транспортники. Но нигде нет и таких нищенских пенсий. Славу Богу, это еще понимают в столичной госадминистрации. И при проведении тендеров на коммерческие перевозки ставят предпринимателям условие -- возить льготников хотя бы четырех групп: ветеранов (и приравненных к ним), чернобыльцев 1 категории, инвалидов и детей до 7 лет. На их долю отводится 10% посадочных мест. Перечень льготных категорий должен быть в маршрутном таксомоторе на виду. Но, если честно, почти ни в одном коммерческом автобусе такой таблички нет. А берут льготников без сопротивления только если над душой стоит контролер.

Нельзя сказать, что вышеперечисленные категории граждан такие уж настырные и силком врываются в коммерческие автобусы -- получив раз-другой свою порцию унижений, они, как правило, в дальнейшем обходят десятой дорогой комфортабельные таксомоторы. Так что уже никто ничего не требует. "Если еще в начале льготники косяками шли с жалобами на отказ в проезде, то сейчас уже вообще перестали жаловаться", -- говорит начальник отдела быта городского управления защиты прав потребителей Дмитрий Гончаров. Потерпели в свое время фиаско протесты Госкомитета Украины по делам защиты потребителей против ограничения бесплатного проезда льготников в маршрутных таксомоторах. Так что льготники, как в песне поется, "мають право мати право".



ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
  • Служба пассажирских перевозок гортранса: 464-04-92;
  • компания "АвтоСвит": 417-06-02;
  • ЗАО "Транспортник": 213-70-57.