1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №217 (472) за 20.11.99

СЕРТИФИКАЦИЯ: РЕАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИЛИ ПУСТАЯ ЧИНОВНИЧЬЯ ВЫДУМКА?

При "набегах" на торговые точки проверяющие всех мастей непременно требуют наличие сертификатов качества и соответствия -- бумажек, с помощью которых государство, как принято считать, пытается уберечь своих граждан от некачественного товара. Да и пишущие на потребительские темы журналисты не устают поучать читателей: мол, что бы вы ни покупали -- требуйте от продавца сертификат, это защитит от обмана. Насколько эффективен и надежен такой способ защиты потребительских интересов, как сертификация, в разговоре с корреспондентом "Сегодня" размышляет президент Украинской Ассоциации качества Петр Калита...

"Формально сертификат качества -- это документ, который предприятие-изготовитель в обязательном порядке должно вручить своему реализатору. Содержит бумажка характеристики товара, информацию о соответствии качества продукции установленным нормативам и стандартам. Эти самые сертификаты частенько требуют предъявить сотрудники всевозможных контролирующих органов, как это и предусмотрено законодательством. И в большинстве случаев у продавцов-лоточников и киоскеров означенных документов не водится. Ведь на лотки и в торговые палатки товар в основном поставляется мелкими партиями с оптовых рынков. Откуда ж тут взяться сертификату?
Хотя, с другой стороны, в большинстве торговых точек покрупнее всегда готовы предъявить санстанции или налоговикам нужные бумаги. Иными словами, производители продолжают сопровождать свою продукцию этими документами -- вот только попадают они далеко не к каждому торгующему.

Продавец также должен быть, как юный пионер, всегда готовым предъявить сертификат соответствия. Сия грамота подтверждает, что некая продукция, услуга или процесс отвечают требованиям нормативных документов и соответствующих стандартов, а значит -- безопасны. Этим родом сертификации занимаются УкрСЕПРО, УкрЦСМ и некоторые другие аккредитованные организации. Но обезопасить потребителя сертификация, на мой взгляд, не в состоянии. Этот способ обеспечить гарантию качества товара -- дорог, а главное, ненадежен.

Проиллюстрирую свои слова простым и очень распространенным примером. Предприниматель ввозит страну партию качественного товара, которая заслуженно получает сертификат соответствия. А когда все формальности улажены -- под прикрытием сертификата тот же самый импортер заваливает страну дешевым и некачественным фальсификатом, похожим на оригинал лишь внешне. Ведь теневому производителю ничего не стоит скопировать упаковку, максимально приблизить к подобию подлинника сомнительного качества подделку, проставить нужный номер партии, напечатать на радость Госпотребзащите "информацию, на доступном языке" -- и дело в шляпе.

Не стоит, впрочем, однозначно полагать, будто вся подпольная продукция -- отвратительного качества. Скажем, многих отечественных производителей в "тень" загнали налоги. К тому же дорого обходится и сама сертификация товара. Вот и приходится изворачиваться. Одним словом, сертификат, имей он 12, хоть 112 степеней защиты, не может доказать, что вы приобретаете товар именно из той заветной партии напитков, консервов, шампуней и т. д., которые с честью выдержали суровые проверки. Выходит, что сертификат ничего толком потребителю не гарантирует. Тем более что фальшивый сертификат сегодня купить так же легко, как подделанное пенсионное удостоверение или акцизную марку. Лично у меня из всего этого напрашивается один-единственный вывод: в проведении сертификации больше всего заинтересованы органы, которые ее производят. "Греют руки", убеждая себя и окружающих в необходимости именно такого способа защиты потребительских прав. Последние годы ситуация еще больше обострилась -- с тех пор как 1 июля 1994 года в Украине сертификация продукции стала обязательной.

-- Так что же -- полная безысходность?

-- Ну почему же? В нашей стране есть фирмы, одно лишь имя которых вызывает уважение и полное доверие. То есть сама по себе торговая марка такого производителя и есть неоспоримый признак качества.

Давайте посмотрим, что происходит в остальной Европе. Система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг там работает по ступенчатому принципу. Перед потребителем несет ответственность за возможный физический, моральный или материальный ущерб продавец, перед продавцом -- фирма-посредник или непосредственно производитель. Существует специальная система страхования в этой сфере. Суть проблемы в том, что отечественная методика защиты потребителя от некачественной продукции неправильно построена. Но я бы не советовал совсем уж впадать в уныние. Есть же все-таки президентское поручение о реформировании систем стандартизации, сертификации и аккредитации. И сейчас готовятся новые законы: о стандартизации, о подтверждении соответствия (сертификация -- его составляющая часть), и об аккредитации. Вокруг всего этого идет напряженная борьба, поскольку в одной точке сошлись принципиально разнящиеся интересы. Если наша система аккредитации в ближайшем будущем сможет отвечать европейским правилам, украинские товары будут на полном праве признаваться за рубежом. Хотя бы ради этого стоит еще раз задуматься о том, что происходит сегодня."