1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (473) за 23.11.99

У ЦИРКА... ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

В дореволюционные времена существовал строгий запрет на любые связи с этими девушками, а молодые щеголи считали ниже своего достоинства заходить к ним в гримерную, общаться и, тем более, жениться. Представительницы этой профессии, сколь прекрасными бы они не были, считались людьми самого низшего сорта, их даже хоронили за чертой города... Все это предрассудки прошлого, и сегодня этих замечательных людей обижает только один, невесть каким образом доживший до наших дней, "атавизм" -- когда их, артистов цирка, называют "циркачами".

В "ЖАРТЕ" ТОЛЬКО ДЕВУШКИ

Жил-был комедийный театр "Жарт", за границу на гастроли ездил и отличался от десятков других комедийных трупп только тем, что все шесть его актеров были... весьма симпатичными девушками. В прошлом году, правда, "Жарт" раскололся -- одна половина труппы разбежалась (кто в преподаватели, кто в декретный отпуск), а другая "протоптала" дорожку в Национальный цирк Украины. Так появились первые (!) женщины-клоуны, или "клоунессы", как они себя сами величают. Знакомьтесь: Крывдилиха, Солоха и Нинзя -- они же Вика, Юля и Тамила.

Трудно представить себе современный цирк без красивых женщин (иначе среди зрителей вряд ли сидела бы сильная половина человечества). А если женщины, ломая все законы жанра, выходят на арену в клоунских костюмах? Это дерзко, поверьте. Даже трио клоунов-мужчин, работающее в киевском цирке, уже целый сезон чешет затылки, ища новые репризы, ведь у них появились серьезные конкурентки.

Между прочим, ни в Европе, ни в странах бывшего Союза нет ни одной клоунессы. Лишь в Голландии существовала труппа комически-авангардного направления "Леди-комеди". Кстати, о Голландии. На одном из представлений (во время гастролей "Жарта" в этой стране) приглашенный на арену зритель, оказавшийся изрядно заправленным пивом, не удержался на ногах и увлек за собой партнершу в оркестровую яму. Зрители были в восторге, решив, что так задумано. Такой себе танец "о вреде алкоголизма". С другим плясуном Тамила на мгновение исчезла за кулисами, чтобы вновь появиться на арене с куклой-"ребеночком", якобы там же, за кулисами, совместно "изготовленным". Зал застонал. Оказалось, партнером клоунессы был знаменитый местный дон-жуан...

Заводные "старушенции" не прочь повздорить, посплетничать, подраться, покомандовать. Они не могут оставаться равнодушными ни к чему, особенно к мужскому полу. Когда "мадам" (которых публика поначалу считает переодетыми мужчинами) выводят зрителей на арену и заставляют плясать, петь и кувыркаться, зал просто заливается от хохота.

-- В конце номера мы выстраиваемся в ряд с тремя мужчинами из зала, -- говорит Вика, она же Крывдилиха. -- В один из последних вечеров парень, стоявший возле меня, наклонился к моему уху и спросил: "Девушка, а что вы делаете сегодня вечером?" Видите, какие у нас мужики, даже в цирке только об одном думают.

"МУЗЫ" ДЛЯ ВЕРКИ СЕРДЮЧКИ


Вот такие мы, клоунессы без грима
Один из номеров, который исполняют пионеры женской клоунады, напоминает "поведение" Верки Сердючки. Это бросается в глаза многим, но мало кто знает, что именно девушки из "Жарта" вдохновили Андрея Данилко на создание своей "примадонны".

-- Когда Андрюша жил в Полтаве и был всего лишь юным журналистом, он часто приходил на наши концерты, наведывался к нам в гримерную, скромно задавал вопросы и что-то записывал, -- вспоминает Нинзя. -- Уже когда Сердючка стала звездой, мы случайно встретились на одном из концертов, поговорили, посмеялись, вспомнили прошлое... Но это не главное. Важнее, чтобы зрителям было смешно, особенно маленьким зрителям.

Кстати, у одной из клоунесс, Тамилы, уже есть сынишка. Он часто приходит в цирк посмотреть на зверюшек, обожает представления, где играет мама. Да и сам цирк он называет "маминым". Уже научился "делать Нинзю" и устраивает представления дома.

-- Наш конек -- импровизация. Иногда на голом месте возникают такие повороты в номере, что мы их сами потом обсуждаем хохоча, -- вспоминает Юля, она же Солоха.-- В первом ряду сидит парочка -- худенький мужчина невысокого роста и довольно грузная дама, по всей видимости -- его жена. Говорю мужчинке: "Пойдемте на арену". Он молча подымается. А жена вдруг срывается с кресла и начинает кричать: "Ой, что ж это будет! Теперь все узнают, что ты мой муж!" Перепуганная толстушка так кричала, что зал просто взревел от хохота. Скорее всего зрители подумали, что это подсадные артисты. Кстати, можете даже в газете напечатать, что мы с "утками" не работаем.

-- Вы думаете, работа клоуна безопасна? -- внезапно выдает Тамила. -- Бывает, рискуем жизнью. По сценарию, после нашего выступления на арену выходят медведи. Мы стараемся избежать встречи с косолапыми. Однажды в спешке помчались навстречу животным. Страха натерпелись, когда "братья наши меньшие" стали на задние лапы и зарычали! Говорят, они уже кого-то поцарапали, а ведь могут и разодрать.

РАССМЕШИТЕ КЛОУНА

Рассмешить клоунесс, по их же словам, очень трудно, но можно. Во время гастролей в Германии девчат звали выступать повсюду: во дворцах, в клубах, на улицах... На одном из таких уличных представлений сцену соорудили возле жилого дома. Вика перед спектаклем положила часы на подоконник и, конечно, забыла их там. Когда на третий день после спектакля девушки случайно очутились в том же районе, какой-то немец взял часы с подоконника и, подойдя к артисткам, поинтересовался: "Не вы забыли?" Представляете, три дня их никто не брал!

...Бывает, что нет сил и настроения, к тому же, дома неприятности, но выходить на арену надо. Надо рассмешить публику, и не дай Бог, чтобы зритель заметил депрессию.

-- Мы оставляем все житейские неприятности в гримерной, и, одеваясь в клоунский костюм, выходим на манеж сконцентрированными только на зрителе. А родные, друзья? Они уже привыкли к тому, что мы выступаем в цирке, но многие не понимают. Мыслят по принципу: пусть "этим" занимается кто угодно, только не мой ребенок (подруга, жена...), -- говорят с возмущением девушки. -- Многие считают женскую клоунаду странным явлением, но это -- наша жизнь. А жизнь -- это трагедия. Для комедии существует сцена.