1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №219 (474) за 24.11.99

ПЛАТИТЬ БЫ РАД, ПРИПЛАЧИВАТЬ ЖЕ -- ТОШНО!

Дискуссия о будущем отечественной налоговой системы, притихшая на фоне президентских баталий, вскоре вспыхнет с новой силой.

Первым "звоночком" стал возврат к теме в стенах Мирового банка, пригласившего политиков и экономистов рассмотреть за "круглым столом" аж 4 варианта Налогового кодекса, подготовленных Кабмином и несколькими депутатскими группами. Обсуждение шло в обычном для таких мероприятий русле: добродушно поучали нас представители мирового капитала; сонливо излагали свои предложения госчиновники; нардепы норовили не только поведать о своей редакции Кодекса, но и очернить конкурентов.

Итак, Кабмин и стоящая за ним Государственная налоговая администрация (ГНА) предлагают лишь слегка "причесать" существующее фискальное законодательство, о чем еще полгода назад говорил главный мытарь страны Николай Азаров. "Нет оснований, -- уверял он, -- коренным образом менять созданную после 1991 г. систему". По мнению Николая Яновича, необходимо закрепить неизменность налогового законодательства, упорядочить льготы, уменьшить ставку НДС. Проблема с НДС в том, что его нужно уплатить вперед, не дожидаясь результатов коммерческой операции. Но это, на взгляд
Н. Азарова, -- вопрос чисто технический. В результате же нововведений, предложенных некоторыми депутатами, полагает г-н Азаров, мы в конце концов придем к тому же НДС, но при этом поломаем отлаженную систему.

В различных вариантах, представленных парламентариями, также предлагаются упрощения налогового законодательства и снижение ставок налогов. К примеру, снизить общий объем налогов до 10% (ненаучная фантастика) или заменить налог на прибыль и НДС налогом на реализацию. При этом разработчики последнего осознают, что при сложном многоступенчатом производстве налог на реализацию будет расти, как снежный ком, но полагают, что нынешняя система в этом смысле -- еще хуже.

Некоторое смущение в ряды дискутантов внесла неожиданно появившаяся в темноте зала (перед этим показывали слайды) председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель. В свойственной для нее решительной манере она огорошила присутствующих: даже если налоги уменьшат до минимума, их все равно платить не будут. Нужно снять напряжение с предпринимателя. Сегодня, пояснила она, 100 организаций имеют право проверять предприятие, а потому, какие бы ни были налоги, а 100 человек придут -- и получат взятки.

По мнению Александры Владимировны, нужно упростить взимание налогов, чтобы чиновники не могли влиять на этот процесс. Показательным, на ее взгляд, является введение единого налога или торгового спецпатента, который очень выгоден мелким предпринимателям: заплатил один раз -- и больше тебя никто не трогает. После введения спецпатента, заметила г-жа Кужель, доходы от мелкой торговли возросли от 30 до 350% (в зависимости от общего бизнес-климата в городе).

Учтут ли депутаты и чиновники мнение предпринимателей, пока не ясно. Но несомненно, что дискуссия продлится не один месяц, а поэтому разумное и стабильное налоговое законодательство появится у нас еще не скоро.



СПРАВКА "СЕГОДНЯ" Средний уровень взяток в странах бывшего СССР в 2 раза превышает аналогичный показатель по странам Центральной Европы (данные обзора экономической деятельности предприятий в странах бывшего соцлагеря, проведенного ЕБРР). Предприятия в странах бывшего СССР тратят на взятки в среднем 5,7% годового дохода, тогда как в странах Центральной Европы -- 3,3%. В Украине этот показатель равен 6,5%, в России -- 4,1% (а самый высокий -- в Грузии: 8,1%).

В то же время, высокий уровень взяточничества отмечается и в странах, уверенно вставших на путь рыночных реформ. К примеру, в Венгрии 31,3% опрошенных руководителей предприятий признались в том, что им приходилось давать взятки, в Польше такой ответ дали 32,7%.