1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (477) за 27.11.99

ПЕРВОГО ЖУЛИКА СТРАНЫ ВЫЧИСЛИМ ВСЕМ МИРОМ

Все мы немножко жулики и не прочь облапошить ближнего. В рамках закона, конечно. Обобщить опыт общенационального жульничества взялись независимые эксперты. Для чего открыли веб-страничку в Интернете и предлагают всем нам записывать туда примеры из собственного опыта. За это можно будет даже приз получить.

СУПЕРИДЕЯ НА ДНЕ БУТЫЛКИ

Идея родилась четыре года назад. Мы гуляли по Крещатику с генеральным директором Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз Линой Поповой и ели мороженое. Захотелось пить, подошли к киоску и...обмерли: на витрине стояла металлическая баночка, в которых обычно продается пиво, но на этой было написано -- "Боржоми". Но ведь в такой таре эта всемирно известная лечебная минеральная вода теряет свои свойства!

Позже стали мы искать настоящую "Боржоми", а нашли около 20 видов подделок. В то время Грузия не поставляла Украине эту воду. Но нам везде говорили: "Что не запрещено, то разрешено". И никого не интересовал тот факт, что это просто подсоленная водопроводная вода. Даже покупателей. Вот тогда и решила Лина Попова создать при своем центре музей жульничества. Море экспонатов хранится теперь там в картонных ящиках. Их периодически показывают по телевизору, делают выставки.

К идее открыть музей в Интернете подтолкнул Лину Попову очередной обман: ее обжулили бойкие "электронные мальчики", использовав материалы экспертиз и советы экспертов центра без ее согласия на своем сайте. Правда, после они исправились и подружились с центром. А теперь Лина Михайловна, как экскурсовод, покажет нам виртуальные залы музея.

ЗАЛ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: МЕЛКИЙ ОБМАН ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА

-- Лина Михайловна, читателя встречает черная ворона Лина. Это самореклама?

-- Просто прикол. Ведь мой музей -- это 100 сплошных приколов. Пока сто. И самый большой зал -- продуктов питания.

-- Я знаю, к пищевым продуктам у вас любовь особая. А есть самое любимое "пищевое" жульничество?

-- Есть одно -- очень милое и где-то по большому счету трогательное -- с постным маслом. Этикетка обязательно привлечет внимание изысканной публики: масло из виноградных косточек. Но главное -- без холестерина. И что там какие-то 60 гривен за бутылку в сравнении с таким диетическим изыском!

-- А разве в постном масле есть холестерин?

-- Его нет ни в каком растительном жире. С таким же успехом можно было написать, что в масле нет кофеина. Но кто сказал вам, что из виноградных косточек можно выжать тонны масла? Просто косточки настаивают на подсолнечном масле! От этого оно приобретает понтовый зеленоватый оттенок и специфический вкус.

-- Элегантный обман, что и говорить. Но это, так сказать, для богатых. А что-нибудь помасштабнее?

-- Можно. Недавно мы провели экспертизу "Московской" колбасы: привозили ее из Москвы и 16-ти областных центров Украины. Вся она совершенно разная! И по вкусу, и по цвету, и по запаху, и по цене. Такое же положение и с другими сортами -- "Докторской", "Молочной". Но я считаю, что "Московская" и в Африке должна оставаться "Московской".

-- Я тоже. Почему же с нами не согласен производитель?

-- Представьте, той колбасы, которую выпускали 10 лет назад по стандартной рецептуре, на всех не хватает. Ведь ту же "Московскую" по технологии нужно делать неделю, а "штампуют" за три часа. Я спросила одного производителя: "Почему, изменяя технологию, вы все-таки называете свою колбасу "Московской"?" А он посмотрел на меня невинными голубыми глазами и отвечает: "Если мы назовем ее по-другому, то кто же купит?"

-- А какие новости на чайной полке? Помню, именно с чаем было много мороки.

-- Последний экспонат: "Майский чай. Золотые лепестки", "отборный листовой, высший сорт". Увы! Лепестками и не пахнет. Или баночки с грибами. На пол-литра воды только 140 граммов грибов.

-- Я смотрю, у вас есть даже рецепты, как подделать тот или иной продукт. Не будет ли это учебником для новых жуликов?

-- А нет ничего неизвестного. Жулью давно известно, чем подделать яблочный сок, чем апельсиновый, а чем -- растительное масло. В США за этим следит федеральная комиссия по контролю за торговлей, так именно она описывает эти методы жульничества для образования потребителей. Чтобы они покупали продукты с открытыми глазами. Причем очень широко.

-- Ваш музей очень пригодится не только любознательным потребителям, но и контролирующим организациям. Они смогут наказать жуликов.

-- Но если все законно? В конечном итоге умный жулик умывает руки. Например, под прошлый Новый год одна организация купила у известной кондитерской фабрики подарки детям. Заказ культурно привезли, но на первом же утреннике был грандиозный скандал -- у половины конфет срок годности истек. Суд длится год, и виноватым остался заказчик -- он должен был не верить фабрике на слово, а вскрыть подарки, принимая их. Не смогли "прижучить" жуликов ни Госстандарт, ни Госпотребзащита. Официальный ответ -- технологических нарушений не выявлено. А ведь к этому и претензий не было.

ЗАЛ ПРОМТОВАРОВ: "ДВОЙНЯШКИ", РОЖДЕННЫЕ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ

-- А как с товарами промышленной группы?

-- Тоже самое жульничество, но более эффектное -- с картинками, фотографиями, игрой цвета. Взять мыло "Люкс". Одно настоящее, а другое неизвестно чье. Ребята очень профессионально "косят" под "Унилевер": точно такая же бумага, краски, дизайн.Единственное отличие -- портрет другой барышни на этикетке.

-- Настоящее мыло я узнаю по портрету?

-- Только по нему. Хотя девушку они подобрали довольно похожую. Правда, с менее пышной прической. С зубной пастой "Аквафреш" жулики так нагло не шутили, просто дали подделке похожее название -- "Акварель". Но дизайн -- один в один, упаковки похожи, как двойняшки. Ребята выезжают на рекламе известной фирмы, но... все законно.

-- У вас столько красивых коробочек и баночек -- неужели все подделки?

-- Конечно. Например, лак для волос с витамином В5. На скидку даже наши эксперты не смогли сориентироваться только по флакону. Подделку выявила лишь экспертиза.

СЕРВИСНЫЙ ЗАЛ: ОБМАН-СТРАШИЛКА

-- Лина Михайловна, жульничество в сфере услуг -- особая статья. Но поскольку наш отдел занимается вплотную медициной, то первый вопрос именно о ней.

-- Это самый страшный раздел. Назвать мое виртуально заведение музеем мошенничества мне не позволили юристы, сказали -- это будут серьезные обвинения, в УК есть статья. А жульничество подразумевает 1001 способ отобрать деньги законно. Но вот по разделу медицинских услуг действительно можно открывать уголовные дела. Один пример. Женщине лечили пневмонию два месяца самыми дорогими супертаблетками, которые ей предлагал и сам же продавал врач. Вызвать для консультации других специалистов он отказывался, мол, не надо, и так обязательно выздоровеет. Когда ее выписали, другие врачи поставили страшный диагноз -- рак. Нужна срочная операция, а женщине всего 30 лет. У нас пока примеров мало. А в США есть целый музей исключительно медицинского жульничества. Там сто тысяч экспонатов.

-- Вы тоже оказываете экспертные услуги. Сами жульничали когда-нибудь?

-- Нет. Если бы раз попробовала -- меня бы производители растоптали. А вот взятку жуликам летом дала. Я ехала с 9-летним племянником в Москву без доверенности на сопровождение. В Белгороде зашли российские таможенники и сказали: раз документа нет, они ребенка у меня забирают и до выяснения обстоятельств подержат в детприемнике. Я могу ехать куда хочу, а с ребенком даже назад вернуться не имею права. Когда мы начали реветь в четыре глаза, таможенница смилостивилась и сказала -- за 500 рублей с ними можно договориться. Я вынула кошелек, но грозная тетя скомандовала: "Положите деньги на сиденье и отойдите от них". Оказывается, по перрону ходит патруль и следит через окна, чтобы таможня не брала на лапу. А теперь скажите, кто бы в такой ситуации отдал не деньги, а ребенка?

ЗАЛ "ПАЛАТА №6": ТРУСЫ-2000

-- Лина Михайловна, что это -- зал сумасшедших?

-- Там собраны случаи, когда люди Бог знает до чего доходят, а фирмы этим пользуются и наживаются. Пока он заполнен сувенирами, приготовленными к встрече 2000 года.Например, в США выпустили шампанское, на золотом ободке которого написано "2000". Одна бутылка стоит $3000. Общество любителей зубочисток к Новому году выпустило для своих членов юбилейные зубочистки по $50 за штуку. А один грек из Нью-Йорка разработал мужские "башмаки- 2000". На каждом изображена бутылка шампанского с фонтаном брызг, а стоят башмаки 1,5 тыс. долларов. И, представьте, есть спрос! Так что это жульничество законное.

-- А мы что же, патологически нормальны и с ума не сходим?

-- Увы! В России, правда, уже есть маечки-трусики со штампом "2000". Но и только -- бедны слишком. В Украине популярен иной бред. Вот святая провидица Лена предлагает прикладывать газетную заметку о ней к больным местам как источник положительной энергии. Она утверждает, что газета заряжена от мощей Киево-Печерской лавры. Но даже веря в волшебство, трудно представить, как по узким лаврским пещерам проносят и заряжают тонны газетных пачек.

ЖУЛЬНИЧЕСТВО В ОСОБО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ

-- Наверное, почва для жульничества -- это все-таки излишняя доверчивость людей?

-- Только неинформированность. Другое дело -- наши люди иногда не хотят верить в то, что рядом с ними жулик. Им неудобно требовать документы у респектабельных фирмачей. Свежий пример -- объявление, где швеям предлагали работу на дому. Отбирали по конкурсу! Условия такие: каждая желающая за 150 грн. залога берет белую ткань и шьет из нее 10 халатов, за что получает по 109 гривен за халат и залог обратно. Разумеется, когда женщины принесли халаты, фирмачей и след простыл.

-- Наверное, мы еще недостаточно цивилизованы. А вот на Западе...

-- ... то же самое. Только нас еще легко обмануть, а на Западе нужно уже изощриться. Зачем далеко ходить? Сотрудница нашего центра в нью-йоркском супермаркете купила духи "Пуазон" за 50 долларов. Открыла уже дома, а там... денатурат.

-- Скажите, а наценка на "фирменность" товара имеет какой-то предел, процент или это тоже своего рода жульничество?

-- Фирменная наценка ограничений не имеет: как я себя люблю, так и оценю. Хотя, по-моему, цена должна повышаться лишь с качеством продукции. "Фирменность" -- тоже своего рода жульничество. Иногда в особо крупных размерах.

НАЖМИТЕ КНОПКУ -- И ДЫРКА ОТ БУБЛИКА У ОБИДЧИКА В КАРМАНЕ

-- Вот читатель прошел вместе вороной Линой по залам музея, развлекся, а заодно "сложил" в подкорку много ценной информации. А если у него есть свой пример?

-- Для таких специально создана регистрационная книга. Если вы купили, например, поддельное растительное масло, то можете описать его, а потом позвонить нам и передать поездом в центр его образец. В обмен вы получите Золотую карточку посетителя нашего музея. Ее желательно не потерять, так как в конце 2000 года мы проведем розыгрыш ценных призов среди членских карточек.

-- Не воспользуются ли вашим музеем конкуренты и не станут ли охаивать товар противника специально?

-- А никто не увидит экспонат, пока мы все не проверим. Этим наш сайт и отличается от других, где авторы лишь собирают информацию на заданную тему. Хочу еще обратить внимание на книгу отзывов. Там вы можете оценить каждый экспонат, то есть проголосовать за какое-либо очень уж понравившееся жульничество. По результатам этого голосования мы определим сначала жулика и жульничество недели, потом месяца, года. Самый выдающийся жулик получит приз -- золотую дырку от бублика.

-- Все-таки Интернет -- великая сила! Ведь там не обязательно оставлять свою фамилию, адрес и паспортные данные. Можно спокойно назвать обман обманом и, ни с кем не согласовывая, назвать жуликом самое уважаемое, но жульничающее предприятие.

-- Да, к сожалению страх перед всесильными чиновниками сидит в нас на генном уровне. А ведь свобода выбора, за которую мы с вами боремся столько лет, возможна лишь тогда, когда люди будут чувствовать себя хозяевами, а не продавцы или производители. Последние должны работать на нас. А мы? Мы всегда правы. Так что заходите на "огонек": muzeum.parallel.org.

-- А если у меня нет компьютера и Интернета?

-- Это не проблема. Ищите в вашем городе Интернет-кафе. И вообще, везде есть люди. Расскажите знакомым фирмачам и вместе с ними отправляйтесь в наш музей, пишите письма, звоните.